В фондах Российского национального музея музыки хранятся каминные часы английской фирмы E. Norton, принадлежавшие великому русскому басу Фёдору Ивановичу Шаляпину. Часы были переданы Музею-усадьбе Ф.И. Шаляпина на Новинском бульваре лично дочерью артиста Ириной Фёдоровной Шаляпиной-Бакшеевой в 1978 году. Обладая особой историко-художественной ценностью, такие часы отражают как стилистические предпочтения эпохи, так и вкусы владельца.
Часы Фёдора Ивановича выполнены в стиле рококо. Они представляют собой прямоугольный деревянный шкафчик, покрытый черным лаком, который венчают пять бронзовых вазонов. Передняя дверца часов и боковые стенки с арочными проемами застеклены. Корпус изящно украшен четырьмя ножками в виде звериных лап, вставками с рельефными детскими головками в проемах и накладками на циферблатной платине.
Этот декоративный предмет интерьера из металла желтого цвета оснащен всеми необходимыми устройствами для измерения времени. Будучи дорогим удовольствием, часы не только служили украшением дома, но и функционировали сродни музыкальным шкатулкам, музыку для которых нередко сочиняли ведущие композиторы эпохи. Нежная мелодия раздавалась каждые четверть часа, при этом через каждые 15 минут она удлинялась, а в полный час сопровождалась еще и боем.
Эрдли Нортон, талантливый английский часовщик второй половины XVIII века, запатентовал репетир — сложный механизм, благодаря которому часы отбивали показываемое ими время при нажатии на кнопку. Это было особенно удобно в темное время суток, когда нужно было узнать текущее время, не зажигая при этом свечу. В XIX веке появляется множество разнообразных репетиров. В пик своей популярности они стали своеобразным признаком эпохи, нашедшим отражение в русской классической литературе. Так, часы фирмы Breguet носил Евгений Онегин в одноименном романе в стихах. Их прообразом стали часы самого автора, Александра Сергеевича Пушкина. За своеобразное звучание ценили репетиры также и некоторые отечественные композиторы, например Пётр Ильич Чайковский.
Часы Фёдора Ивановича выполнены в стиле рококо. Они представляют собой прямоугольный деревянный шкафчик, покрытый черным лаком, который венчают пять бронзовых вазонов. Передняя дверца часов и боковые стенки с арочными проемами застеклены. Корпус изящно украшен четырьмя ножками в виде звериных лап, вставками с рельефными детскими головками в проемах и накладками на циферблатной платине.
Этот декоративный предмет интерьера из металла желтого цвета оснащен всеми необходимыми устройствами для измерения времени. Будучи дорогим удовольствием, часы не только служили украшением дома, но и функционировали сродни музыкальным шкатулкам, музыку для которых нередко сочиняли ведущие композиторы эпохи. Нежная мелодия раздавалась каждые четверть часа, при этом через каждые 15 минут она удлинялась, а в полный час сопровождалась еще и боем.
Эрдли Нортон, талантливый английский часовщик второй половины XVIII века, запатентовал репетир — сложный механизм, благодаря которому часы отбивали показываемое ими время при нажатии на кнопку. Это было особенно удобно в темное время суток, когда нужно было узнать текущее время, не зажигая при этом свечу. В XIX веке появляется множество разнообразных репетиров. В пик своей популярности они стали своеобразным признаком эпохи, нашедшим отражение в русской классической литературе. Так, часы фирмы Breguet носил Евгений Онегин в одноименном романе в стихах. Их прообразом стали часы самого автора, Александра Сергеевича Пушкина. За своеобразное звучание ценили репетиры также и некоторые отечественные композиторы, например Пётр Ильич Чайковский.