Дуга — один из элементов конской упряжи. Считается, что первыми ее начали использовать финны и карелы в XII–XIII веках, а уже от них такую деталь переняли жители Руси. С помощью дуги лошадей запрягали в сани или телегу. К ее концам крепились оглобли.
Внешне эта деталь упряжи напоминала коромысло. В центре ее изгиб сужался, края сильно расходились в стороны. Такая форма нужна была для того, чтобы оглобли не могли ударить лошадь, если повозка попадет в яму или будет ехать по кочкам. Кроме того, дуга помогала равномерно распределять нагрузку и смягчала толчки.
Размер этой детали зависел от габаритов самой лошади и повозки. Кроме того, различались дуги для одиночной запряжки и тройки. Если сани или телегу везли три коня, то под дугой находился только один из них, который и задавал направление: его называли коренным. Двух других пристегивали по обе стороны от оглобель — они назывались пристяжными.
Детали упряжи крестьяне изготавливали сами или поручали эту работу специально обученным мастерам. Для дуги прежде всего выбирали подходящую древесину. Из черемухи, лещины или ветлы получались более легкие и гибкие изделия, которые подходили для небольших лошадей и повозок. Из дуба и вяза вырезали массивные дуги для тяжеловозов: они были долговечными и часто переходили по наследству нескольким поколениям.
Чтобы согнуть деревянную заготовку, ее сначала долго распаривали в горячей бане. Пока дерево оставалось влажным, ему можно было придать необходимую форму. Но человеческой силы для этого все равно не хватало, поэтому будущие дуги гнули с помощью специальных станков. После этого древесине давали высохнуть: этот процесс занимал от одного до двух месяцев. Готовую дугу часто украшали росписью или резьбой: считалось, что такие узоры отпугивают нечистую силу и приносят удачу в дороге.
Дугу из коллекции Нижневартовского краеведческого музея вырезали из цельного куска дерева. Затем ее выкрасили в черный цвет и покрыли с двух сторон резными узорами. На концах расположены углубления, к которым крепились оглобли.
Внешне эта деталь упряжи напоминала коромысло. В центре ее изгиб сужался, края сильно расходились в стороны. Такая форма нужна была для того, чтобы оглобли не могли ударить лошадь, если повозка попадет в яму или будет ехать по кочкам. Кроме того, дуга помогала равномерно распределять нагрузку и смягчала толчки.
Размер этой детали зависел от габаритов самой лошади и повозки. Кроме того, различались дуги для одиночной запряжки и тройки. Если сани или телегу везли три коня, то под дугой находился только один из них, который и задавал направление: его называли коренным. Двух других пристегивали по обе стороны от оглобель — они назывались пристяжными.
Детали упряжи крестьяне изготавливали сами или поручали эту работу специально обученным мастерам. Для дуги прежде всего выбирали подходящую древесину. Из черемухи, лещины или ветлы получались более легкие и гибкие изделия, которые подходили для небольших лошадей и повозок. Из дуба и вяза вырезали массивные дуги для тяжеловозов: они были долговечными и часто переходили по наследству нескольким поколениям.
Чтобы согнуть деревянную заготовку, ее сначала долго распаривали в горячей бане. Пока дерево оставалось влажным, ему можно было придать необходимую форму. Но человеческой силы для этого все равно не хватало, поэтому будущие дуги гнули с помощью специальных станков. После этого древесине давали высохнуть: этот процесс занимал от одного до двух месяцев. Готовую дугу часто украшали росписью или резьбой: считалось, что такие узоры отпугивают нечистую силу и приносят удачу в дороге.
Дугу из коллекции Нижневартовского краеведческого музея вырезали из цельного куска дерева. Затем ее выкрасили в черный цвет и покрыли с двух сторон резными узорами. На концах расположены углубления, к которым крепились оглобли.