Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «От палеозоя до наших дней»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Дуга

Время создания
начало 1950-х годов
Место создания
СССР, Тюменская область
Размер
73x4,5 см
Техника
дерево; резьба, роспись
1
Открыть в приложении
#4

Деревянная дуга — один из основных элементов упряжи для лошади, запряженной в телегу или в сани. Основные задачи этого предмета — амортизировать толчки повозки во время движения и равномерно распределять нагрузку на животное (единственную лошадь или, в случае тройки, коренника). Дугой при помощи гужей скрепляли оглобли с хомутом.

Исследователи расходятся во мнениях, когда на территории России начали использовать дуги. По одной из версий, их заимствовали у карел и финнов в XII–XIII веках; во время раскопок в Новгороде удалось обнаружить эти предметы XIV века.

Наиболее подходящим материалом для создания «повседневной» дуги считался прочный вяз и мягкая, упругая, но менее стойкая верба.

Работа дужника включала несколько этапов. Подготовленную древесину разделяли на кряжи (180–280 сантиметров в длину и 30–50 сантиметров в толщину), которые затем кололи на отдельные части (колы или плахи). Их обтесывали с концов, придавая черновую форму готового изделия. Далее колы распаривали в печке или в бане на специально устроенных шестах и гнули на станке — дужной колоде.

В этой работе принимали участие несколько человек. В дугообразной колоде неподвижно закрепляли один конец кола, а другой неторопливо и аккуратно начинали пригибать по колоде посредством пары воротов (для этого использовали и лошадиную силу). Один из мастеров регулировал процесс: направлял движение дуги, смотрел, чтобы древесные волокна шли параллельно друг другу, не перекручивались. Концы согнутой плахи стягивались веревкой или мочалом — «крупной связиной». В таком виде изделие оставляли на три-четыре дня сохнуть, после чего обрабатывали при помощи стругов или рубанка.

Для праздничной упряжи, которая использовалась только в особых случаях, дуги мастерили из осокоря или ивы — под резьбу (как правило, геометрический или растительный узор) или из вяза — под роспись. Перед нанесением росписи дерево полировали, а после покраски — покрывали лаком. Первые расписные дуги были золочеными, затем на них стали изображать синие грозди винограда и красные розаны и, наконец, появились реалистичные флористические мотивы на серебряном или черном фоне.

#9
Дуга
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Дуга

Время создания
начало 1950-х годов
Место создания
СССР, Тюменская область
Размер
73x4,5 см
Техника
дерево; резьба, роспись
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%