Деревянная дуга — один из основных элементов упряжи для лошади, запряженной в телегу или в сани. Основные задачи этого предмета — амортизировать толчки повозки во время движения и равномерно распределять нагрузку на животное (единственную лошадь или, в случае тройки, коренника). Дугой при помощи гужей скрепляли оглобли с хомутом.
Исследователи расходятся во мнениях, когда на территории России начали использовать дуги. По одной из версий, их заимствовали у карел и финнов в XII–XIII веках; во время раскопок в Новгороде удалось обнаружить эти предметы XIV века.
Наиболее подходящим материалом для создания «повседневной» дуги считался прочный вяз и мягкая, упругая, но менее стойкая верба.
Работа дужника включала несколько этапов. Подготовленную древесину разделяли на кряжи (180–280 сантиметров в длину и 30–50 сантиметров в толщину), которые затем кололи на отдельные части (колы или плахи). Их обтесывали с концов, придавая черновую форму готового изделия. Далее колы распаривали в печке или в бане на специально устроенных шестах и гнули на станке — дужной колоде.
В этой работе принимали участие несколько человек. В дугообразной колоде неподвижно закрепляли один конец кола, а другой неторопливо и аккуратно начинали пригибать по колоде посредством пары воротов (для этого использовали и лошадиную силу). Один из мастеров регулировал процесс: направлял движение дуги, смотрел, чтобы древесные волокна шли параллельно друг другу, не перекручивались. Концы согнутой плахи стягивались веревкой или мочалом — «крупной связиной». В таком виде изделие оставляли на три-четыре дня сохнуть, после чего обрабатывали при помощи стругов или рубанка.
Для праздничной упряжи, которая использовалась только в особых случаях,
дуги мастерили из осокоря или ивы — под резьбу (как правило, геометрический или
растительный узор) или из вяза — под роспись. Перед нанесением росписи дерево
полировали, а после покраски — покрывали лаком. Первые расписные дуги были
золочеными, затем на них стали изображать синие грозди винограда и красные
розаны и, наконец, появились реалистичные флористические мотивы на серебряном
или черном фоне.