Экологическая тема в советском искусстве прошла несколько этапов развития — от отрицания до манифеста. В начале XX века окружающая среда воспринималась как фон индустриализации: страна строила заводы, шахты и дороги. Промышленность только начинала свое масштабное развитие и еще не оказывала заметного влияния на природу.
В довоенном искусстве отражено техногенное преобразование природы: как поднимались цеха и трубы заводов, строились фабрики, электростанции, буровые, железные дороги. Все это было поводом для гордости и доказательством мощи молодого советского государства.
1960-е годы были отмечены первыми попытками обратить внимание на красоту первозданной природы, а спустя десять лет стало невозможным игнорировать проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, массовой вырубкой леса, нарушением природного баланса и вымиранием животных. Экологический курс стал важным вектором искусства и укрепляется с каждым годом.
Республика Коми на три четверти территории покрыта лесами. Их вырубка привела к перемене состава леса, обмелению рек, эрозии почв. Деревья служат естественной защитой земли от ветра и осадков, а также сдерживают глобальное потепление. Исчезновение лесов сказывается на чистоте воздуха и естественном круговороте воды в природе.
В линогравюре «Древо» художник Вячеслав Кислов изобразил лесоруба, который засмотрелся на дерево перед тем, как его спилить. Название графического листа неслучайно — это аллюзия на темы древа жизни, мифологической связи верхнего и нижнего миров, древа познания добра и зла, генеалогического древа и человеческого рода.
В работе Кислова нет трагичности и пессимизма — автор показывает реальные проблемы с тонкой иронией и занимательным сюжетом. Его герой просыпается от забвения и задумывается о бережном отношении к природе, о гармоничном сосуществовании с ней. Сам Вячеслав Кислов всегда был близок к природе: в молодости он часто охотился и неделями жил в таежной избе. Художник отмечает, что природа всегда была его большим вдохновением.
Вячеслав Кислов — один из главных современных художников Республики Коми. Он известен своей графикой, живописью, скульптурами, шаржами и прикладным искусством — керамикой, гобеленами, плетением из ивы и бересты.