Работа основана на идее устройства мира как великого древа жизни — одной из базовых космогонических идей человечества. Она воплощена в образах коми мифологии и отражает триединство мира как три части дерева: кроны, ствола и корней.
По древним коми легендам, Верхний мир был домом бога-демиурга Ена, Подземный принадлежал его брату и сопернику — злому Омэлю, а Средний мир заняли люди, которых братья создали вместе. Четкого деления на ад и рай в дохристианскую эпоху у коми не было — души могли вознестись на небо с птицами, уйти под землю или остаться на месте, где умер человек.
Образы древа жизни есть в мифологии большинства народов: скандинавов, карелов, прибалтов, иранских, азиатских и тюркских народов; оно упоминается в Библии, каббале и Коране. В славянской культуре образ мирового дерева — дуба — присутствует в сказках, колядках, загадках и поверьях, обозначая не только пространство, но и время. Древо жизни можно найти в национальных орнаментах, резьбе и росписи разных культур.
Каждому уровню древа жизни должны соответствовать определенные живые существа. У корней обитают хтонические и демонические создания: змеи, ящерицы, рыбы, драконы. В Среднем мире — полубоги и божественные животные: лошади, лоси, медведи. Верхний мир отведен для птиц.
В своей работе художница Светлана Тот использует образы пермского звериного стиля — характерного направления прикладного искусства и культовых предметов. Средний мир она воплощает по аналогии с ажурной бляхой V–VI веков из коллекции Пермского государственного университета — на ней изображен всадник в окружении животных, птиц и лосиных голов. Другими источниками вдохновения стали изображения идола в виде человеческой фигуры с птичьими крыльями, подземных ящеров и медведя с тремя головами.
В пышной кроне дерева зашифрованы образы людей и зверей, чуть поодаль — лики небожителей, а на вершине восседает птица. Возможно, это священная птица Турул, венгерский тотем и посланник богов. Пермские народы также считали птицу матерью богов и проводником в другой мир, а славяне — воплощением болезни и смерти.
Левая и правая части образа Мирового древа симметричны. Центральная ось — ствол дерева, в который вписана фигура человека. На ветвях Мирового древа должны также находиться Дома Солнца и Луны, но им автор посвятила отдельные работы, которые также находятся в коллекции Национальной галереи Республики Коми.