Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «КОМИ: Человек. Ландшафт. Миф»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Древо жизни

Время создания
2006 год
Место создания
Россия
Размер
60x60x2 см
Техника
дерево, медь, художественная эмаль
3
Открыть в приложении
#12

Работа основана на идее устройства мира как великого древа жизни — одной из базовых космогонических идей человечества. Она воплощена в образах коми мифологии и отражает триединство мира как три части дерева: кроны, ствола и корней.

По древним коми легендам, Верхний мир был домом бога-демиурга Ена, Подземный принадлежал его брату и сопернику — злому Омэлю, а Средний мир заняли люди, которых братья создали вместе. Четкого деления на ад и рай в дохристианскую эпоху у коми не было — души могли вознестись на небо с птицами, уйти под землю или остаться на месте, где умер человек.

Образы древа жизни есть в мифологии большинства народов: скандинавов, карелов, прибалтов, иранских, азиатских и тюркских народов; оно упоминается в Библии, каббале и Коране. В славянской культуре образ мирового дерева — дуба — присутствует в сказках, колядках, загадках и поверьях, обозначая не только пространство, но и время. Древо жизни можно найти в национальных орнаментах, резьбе и росписи разных культур.

Каждому уровню древа жизни должны соответствовать определенные живые существа. У корней обитают хтонические и демонические создания: змеи, ящерицы, рыбы, драконы. В Среднем мире — полубоги и божественные животные: лошади, лоси, медведи. Верхний мир отведен для птиц.

В своей работе художница Светлана Тот использует образы пермского звериного стиля — характерного направления прикладного искусства и культовых предметов. Средний мир она воплощает по аналогии с ажурной бляхой V–VI веков из коллекции Пермского государственного университета — на ней изображен всадник в окружении животных, птиц и лосиных голов. Другими источниками вдохновения стали изображения идола в виде человеческой фигуры с птичьими крыльями, подземных ящеров и медведя с тремя головами.

В пышной кроне дерева зашифрованы образы людей и зверей, чуть поодаль — лики небожителей, а на вершине восседает птица. Возможно, это священная птица Турул, венгерский тотем и посланник богов. Пермские народы также считали птицу матерью богов и проводником в другой мир, а славяне — воплощением болезни и смерти.

Левая и правая части образа Мирового древа симметричны. Центральная ось — ствол дерева, в который вписана фигура человека. На ветвях Мирового древа должны также находиться Дома Солнца и Луны, но им автор посвятила отдельные работы, которые также находятся в коллекции Национальной галереи Республики Коми.
#13
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Древо жизни

Время создания
2006 год
Место создания
Россия
Размер
60x60x2 см
Техника
дерево, медь, художественная эмаль
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%