Ян Хавикс Стен — художник из голландского городка Лейден. Живописи он начал учиться сравнительно поздно — в двадцать лет. Его образование было быстрым и поверхностным, хотя ему достались хорошие учителя — кто-то из признанных классических мастеров (Кнюпфер, ван Остаде или Халс — тут историки расходятся во мнениях).
В 1648 году Стен вступил в лейденскую гильдию художников, через год женился и переехал в Гаагу, где работал несколько лет. Живопись не приносила ему достаточного дохода, и иногда он был вынужден продавать свои картины за копейки. Поэтому время от времени Стен пытался вернуться к семейному бизнесу — изготовлению пива. Например, он основал пивоварню в Делфте, но не преуспел в этом и вновь вернулся к живописи.
В 1672 Стен приобрел лицензию на открытие таверны в Лейдене, которую держал до самой смерти, совмещая художественное ремесло и кабацкое дело. Там он мог вплотную наблюдать за людьми, их реакциями, характерами и взаимоотношениями — и позже переносить все увиденное на холст.
Ян Хавикс Стен был одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, прибегал он и к социальной сатире. По большей части он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоев бюргерства. А если выбирал библейские мотивы, то подходил к этому с изрядной долей юмора.
Потасовка в кабаке, «Драка» — один из классических сюжетов работ художника. На картине из этой серии один герой душит другого, не выпускающего из рук нож. Человек в берете пытается их разнять. К ним мчится с розгами в одной руке и кувшином в другой кричащий мужчина в шапке набекрень. Многофигурная композиция разбита на несколько планов и содержит ряд сюжетных фрагментов.
По традиции голландской художественной школы полотна должны были иметь морализаторские мотивы: табачная трубка, нож, карты, разбитая бутыль — пол усыпан атрибутами греха. Слетевшая шляпа, перевернутая бочка, туфля на переднем плане дополняют картину разгрома. Горшок для отправления естественной нужды прямо у стола — символ того, что герои подобных сцен не стеснялись своих естественных потребностей.
В этой работе видно характерное для Стена переплетение изящества и разнообразия стиля с грубоватым, фривольным юмором и элементами гротеска. Своими лучшими работами художник превосходил современников-коллег удачным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней. За свою жизнь художник создал около 400 картин.
В 1648 году Стен вступил в лейденскую гильдию художников, через год женился и переехал в Гаагу, где работал несколько лет. Живопись не приносила ему достаточного дохода, и иногда он был вынужден продавать свои картины за копейки. Поэтому время от времени Стен пытался вернуться к семейному бизнесу — изготовлению пива. Например, он основал пивоварню в Делфте, но не преуспел в этом и вновь вернулся к живописи.
В 1672 Стен приобрел лицензию на открытие таверны в Лейдене, которую держал до самой смерти, совмещая художественное ремесло и кабацкое дело. Там он мог вплотную наблюдать за людьми, их реакциями, характерами и взаимоотношениями — и позже переносить все увиденное на холст.
Ян Хавикс Стен был одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, прибегал он и к социальной сатире. По большей части он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоев бюргерства. А если выбирал библейские мотивы, то подходил к этому с изрядной долей юмора.
Потасовка в кабаке, «Драка» — один из классических сюжетов работ художника. На картине из этой серии один герой душит другого, не выпускающего из рук нож. Человек в берете пытается их разнять. К ним мчится с розгами в одной руке и кувшином в другой кричащий мужчина в шапке набекрень. Многофигурная композиция разбита на несколько планов и содержит ряд сюжетных фрагментов.
По традиции голландской художественной школы полотна должны были иметь морализаторские мотивы: табачная трубка, нож, карты, разбитая бутыль — пол усыпан атрибутами греха. Слетевшая шляпа, перевернутая бочка, туфля на переднем плане дополняют картину разгрома. Горшок для отправления естественной нужды прямо у стола — символ того, что герои подобных сцен не стеснялись своих естественных потребностей.
В этой работе видно характерное для Стена переплетение изящества и разнообразия стиля с грубоватым, фривольным юмором и элементами гротеска. Своими лучшими работами художник превосходил современников-коллег удачным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней. За свою жизнь художник создал около 400 картин.