Представленный экспонат — реконструкция средневекового татарского музыкального инструмента времен Золотой Орды и Казанского ханства — домбры.
Домбра относится к струнным щипковым инструментам, популярна у казахов, калмыков и других народов, традиционный представитель тюркской культуры.
Издавна принятый способ изготовления инструмента — выдалбливание из цельного куска дерева. Мастера использовали любые сорта древесины, которые можно было найти в своей местности.
Домбра имеет несложную конструкцию: состоит из корпуса, грифа и головки. Современные инструменты изготавливаются треугольной формы, грушевидная встречается реже. Вдоль грифа натянуты две струны, которые и служат источником звука. Их традиционно делали из бараньих кишок, лучшим материалом считались кишки двухлетней овцы: звук на них получается низким, глубоким, что характерно для народной музыки.
Жильные струны непрочные, быстро выходят из строя, поэтому в современных инструментах используются струны из нейлоновой лески. К сожалению, они не передают в полной мере оригинальный тембр звучания. На старинных домбрах и сейчас устанавливаются кишечные струны, изготовленные в точном соответствии с технологией древних калмыков.
Внизу струны крепятся к пуговке на корпусе, а вверху накручены на колки в головке, которые необходимы для регулировки натяжения, настройки инструмента. Также важное значение имеет подставка домбры: если расположить ее ближе или дальше от грифа, звучание инструмента заметно меняется. Несмотря на такое малое количество струн, виртуозы-домбристы поражают слушателей красотой и сложностью мелодий. Этот простой на первый взгляд инструмент способен выразить самые глубокие переживания человеческой души.
Без домбры не обходилось ни одно торжество, под ее аккомпанемент нараспев читали «Кысса-и Йусуф» и «Кутадгу билиг». Неповторимые напевы навевают ассоциации с шелестом трав, звоном ручьев, ликованием птиц, ржанием лошадей и стуком их копыт. Традиционно на домбре играли накануне сражений, чтобы придать бойцам бравый настрой.
Со временем метод изготовления инструмента постепенно изменялся с целью улучшить акустические свойства, повысить прочность, долговечность. Современные домбры производят из отдельных склеенных деталей, в качестве сырья мастера выбирают твердые породы древесины — сосну, лиственницу, ель.
Домбра относится к струнным щипковым инструментам, популярна у казахов, калмыков и других народов, традиционный представитель тюркской культуры.
Издавна принятый способ изготовления инструмента — выдалбливание из цельного куска дерева. Мастера использовали любые сорта древесины, которые можно было найти в своей местности.
Наиболее популярные материалы — клен, ива, акация, тутовое и абрикосовое деревья.
Домбра имеет несложную конструкцию: состоит из корпуса, грифа и головки. Современные инструменты изготавливаются треугольной формы, грушевидная встречается реже. Вдоль грифа натянуты две струны, которые и служат источником звука. Их традиционно делали из бараньих кишок, лучшим материалом считались кишки двухлетней овцы: звук на них получается низким, глубоким, что характерно для народной музыки.
Жильные струны непрочные, быстро выходят из строя, поэтому в современных инструментах используются струны из нейлоновой лески. К сожалению, они не передают в полной мере оригинальный тембр звучания. На старинных домбрах и сейчас устанавливаются кишечные струны, изготовленные в точном соответствии с технологией древних калмыков.
Внизу струны крепятся к пуговке на корпусе, а вверху накручены на колки в головке, которые необходимы для регулировки натяжения, настройки инструмента. Также важное значение имеет подставка домбры: если расположить ее ближе или дальше от грифа, звучание инструмента заметно меняется. Несмотря на такое малое количество струн, виртуозы-домбристы поражают слушателей красотой и сложностью мелодий. Этот простой на первый взгляд инструмент способен выразить самые глубокие переживания человеческой души.
Без домбры не обходилось ни одно торжество, под ее аккомпанемент нараспев читали «Кысса-и Йусуф» и «Кутадгу билиг». Неповторимые напевы навевают ассоциации с шелестом трав, звоном ручьев, ликованием птиц, ржанием лошадей и стуком их копыт. Традиционно на домбре играли накануне сражений, чтобы придать бойцам бравый настрой.
Со временем метод изготовления инструмента постепенно изменялся с целью улучшить акустические свойства, повысить прочность, долговечность. Современные домбры производят из отдельных склеенных деталей, в качестве сырья мастера выбирают твердые породы древесины — сосну, лиственницу, ель.