Журнал «Ад-Дин ва ль-адаб» выпускался в Казани в начале XX века. Основателем и редактором издания выступил педагог, ученый-богослов и общественный деятель — Галимджан Баруди.
Программа журнала Галимджана Баруди состояла из нескольких разделов: педагогического, библиографического и литературно-критического. В нем публиковалось учение ислама, разъяснялись суеверия, противные духу мусульманской религии, печатались ответы редакции на религиозные вопросы.
В первом номере издания Галимджан Баруди опубликовал приветственную речь, в которой объяснил причину создания журнала: «С давних пор у меня была задумка: написать книгу о религии наших предков, о нравственности и предоставить ее на суд общественности. Однако в силу разных причин это намерение не было осуществлено. В настоящее время, при благоприятных условиях для свободы печати, я решил довести задуманное до своих читателей частями в рамках журнала. Буду стремиться выпускать его на общедоступном языке, как этого требует специфика периодической печати».
Как и многие издания того времени, журнал выпускался без иллюстраций. С изданием сотрудничали преподаватели и шакирды (студенты) медресе «Мухаммадия». Например, первый номер журнала завершало стихотворение «Дин вә әдәб», которое было написано шакирдом медресе «Мухаммадия» Мажитом Гафури, ставшим впоследствии известным поэтом. Помимо его произведений, в журнале свои стихи публиковали историк и религиозный деятель Хасан-Гата Габяши, преподаватель медресе Ахмад-Заки Валиди, имам одной из соборных мечетей в Казани, комментатор Коран Мухаммедсадыйк Иманколый.
Галимджан Баруди был талантливым издателем и остро ощущал главные веяния времени, поэтому всегда держал читателей в курсе всех событий, происходящих в исламском мире. Одно из первостепенных мест в журнале занимали публикации на общественно-политические темы. В «Ад-Дин ва ль-адаб» были размещены переводы статей из иностранных источников, а также оставлены комментарии на заметки из местных газет: «Тарджеман», «Каспий», «Кояш», «Йолдыз» и других отечественных изданий.
Значительное количество статей журнала было посвящено вопросам образования, воспитания и педагогики. Особое место Галимджан Баруди отводил материалам на медицинские темы, в которых рассказывалось о вреде пагубных привычек, давались рекомендации по сохранению здоровья или избавления от того или иного недуга.
Галимджан Баруди родился в 1857 году в семье торговца. С ранних лет изучал чтение и письмо, много времени посвящал религиозному образованию. В 1882 году Галимджан Баруди стал вторым имамом (духовным лицом) в Белой мечети в Казани, а уже через год получил право основать свое медресе «Мухаммадия» — учебное заведение по подготовке мусульманских священнослужителей. С 1905 года Галимджан Баруди посвятил жизнь преподаванию, выпускал учебники, публиковался в периодических изданиях, а в 1906 году стал выпускать собственный журнал «Ад-Дин ва ль-адаб».
Программа журнала Галимджана Баруди состояла из нескольких разделов: педагогического, библиографического и литературно-критического. В нем публиковалось учение ислама, разъяснялись суеверия, противные духу мусульманской религии, печатались ответы редакции на религиозные вопросы.
В первом номере издания Галимджан Баруди опубликовал приветственную речь, в которой объяснил причину создания журнала: «С давних пор у меня была задумка: написать книгу о религии наших предков, о нравственности и предоставить ее на суд общественности. Однако в силу разных причин это намерение не было осуществлено. В настоящее время, при благоприятных условиях для свободы печати, я решил довести задуманное до своих читателей частями в рамках журнала. Буду стремиться выпускать его на общедоступном языке, как этого требует специфика периодической печати».
Как и многие издания того времени, журнал выпускался без иллюстраций. С изданием сотрудничали преподаватели и шакирды (студенты) медресе «Мухаммадия». Например, первый номер журнала завершало стихотворение «Дин вә әдәб», которое было написано шакирдом медресе «Мухаммадия» Мажитом Гафури, ставшим впоследствии известным поэтом. Помимо его произведений, в журнале свои стихи публиковали историк и религиозный деятель Хасан-Гата Габяши, преподаватель медресе Ахмад-Заки Валиди, имам одной из соборных мечетей в Казани, комментатор Коран Мухаммедсадыйк Иманколый.
Галимджан Баруди был талантливым издателем и остро ощущал главные веяния времени, поэтому всегда держал читателей в курсе всех событий, происходящих в исламском мире. Одно из первостепенных мест в журнале занимали публикации на общественно-политические темы. В «Ад-Дин ва ль-адаб» были размещены переводы статей из иностранных источников, а также оставлены комментарии на заметки из местных газет: «Тарджеман», «Каспий», «Кояш», «Йолдыз» и других отечественных изданий.
Значительное количество статей журнала было посвящено вопросам образования, воспитания и педагогики. Особое место Галимджан Баруди отводил материалам на медицинские темы, в которых рассказывалось о вреде пагубных привычек, давались рекомендации по сохранению здоровья или избавления от того или иного недуга.