До постройки собственного дома Павел Григорьевич Чкалов, отец знаменитого летчика-героя, вместе с семьей обитал в частной квартире. При этом зимой приходилось жить вместе с хозяевами в одной комнате, что при наличии двух детей было особенно некомфортно.
В 1886 году Чкалов-старший решил поставить свой дом. Место было выбрано на крутом волжском берегу на Воскресенской, или, как ее еще называли, Васильевой горе. Павел Григорьевич нанял бригаду плотников и пригнал с речки Унжи плот соснового леса. Фундамент дома был заложен всего в 25–30 метрах от бровки обрыва, позади строения предполагались сад и огород.
Под первым венцом — рядом бревен — по старому обычаю в восточном углу на каменный столб фундамента положили серебряный полтинник. Считалось, что это к деньгам. Дом возводился добротно, с расчетом на будущие поколения.
Строение было пятистенным. Внутренняя капитальная стена разделяла его на две части — чистую и черную. Чистая половина выходила окнами на Волгу. В ней располагались зала, гостиная, детская. У черной половины окна смотрели в сад, эту часть дома занимали кухня, спальня, столовая.
С одного торца дома было пристроено парадное крыльцо, так называемый «славянский ход», с дверями на две стороны, с крыльцом из дубовых плах. С другого конца к дому примыкали чуланы в бревенчатом срубе с черным ходом в сад и на улицу. Дом был подведен под железную кровлю, снаружи обшит рейкой и окрашен, внутри оштукатурен.
На просторном чердаке Павел Григорьевич решил сделать теплый мезонин из баржевого теса с внутренней и наружной штукатуркой. Вход — по винтовой лестнице. С той стороны мезонина, которая выходила на Волгу, был балкон.
Вскоре после постройки дома чуланы были переделаны в кухню, и черная часть дома также стала чистой. В этой половине пол был застлан узорным цветным линолеумом. В зале — обтянут парусиной, а маляр-живописец расписал его под дубовый паркет. Под дуб масляными красками были разделаны все двери, а стены в зале расписаны «зеркалами» под мрамор.
Для обогрева смежных спальни и столовой отец Чкалова выписал из Питера особую печь с облицовкой из гофрированного и тисненого железа. Печи в зале и детской были облицованы изразцами. Мебель не отличалась особенным изяществом, но была добротной, прочной — в основном из темного мореного дуба. В доме стояли цветы в больших кадках.
С годами планировка дома менялась. После смерти отца этим занимался Валерий Павлович Чкалов. Так, по его инициативе в 1936 году к дому со стороны Волги была пристроена обширная парадная веранда.
В 1886 году Чкалов-старший решил поставить свой дом. Место было выбрано на крутом волжском берегу на Воскресенской, или, как ее еще называли, Васильевой горе. Павел Григорьевич нанял бригаду плотников и пригнал с речки Унжи плот соснового леса. Фундамент дома был заложен всего в 25–30 метрах от бровки обрыва, позади строения предполагались сад и огород.
Под первым венцом — рядом бревен — по старому обычаю в восточном углу на каменный столб фундамента положили серебряный полтинник. Считалось, что это к деньгам. Дом возводился добротно, с расчетом на будущие поколения.
Строение было пятистенным. Внутренняя капитальная стена разделяла его на две части — чистую и черную. Чистая половина выходила окнами на Волгу. В ней располагались зала, гостиная, детская. У черной половины окна смотрели в сад, эту часть дома занимали кухня, спальня, столовая.
С одного торца дома было пристроено парадное крыльцо, так называемый «славянский ход», с дверями на две стороны, с крыльцом из дубовых плах. С другого конца к дому примыкали чуланы в бревенчатом срубе с черным ходом в сад и на улицу. Дом был подведен под железную кровлю, снаружи обшит рейкой и окрашен, внутри оштукатурен.
На просторном чердаке Павел Григорьевич решил сделать теплый мезонин из баржевого теса с внутренней и наружной штукатуркой. Вход — по винтовой лестнице. С той стороны мезонина, которая выходила на Волгу, был балкон.
Вскоре после постройки дома чуланы были переделаны в кухню, и черная часть дома также стала чистой. В этой половине пол был застлан узорным цветным линолеумом. В зале — обтянут парусиной, а маляр-живописец расписал его под дубовый паркет. Под дуб масляными красками были разделаны все двери, а стены в зале расписаны «зеркалами» под мрамор.
Для обогрева смежных спальни и столовой отец Чкалова выписал из Питера особую печь с облицовкой из гофрированного и тисненого железа. Печи в зале и детской были облицованы изразцами. Мебель не отличалась особенным изяществом, но была добротной, прочной — в основном из темного мореного дуба. В доме стояли цветы в больших кадках.
С годами планировка дома менялась. После смерти отца этим занимался Валерий Павлович Чкалов. Так, по его инициативе в 1936 году к дому со стороны Волги была пристроена обширная парадная веранда.