В 2000 году Туйаарá Шaáпошникова создала цикл литографий на сюжеты «Эллэйáды» — сборника устных исторических преданий, которые рассказывают о происхождении якутов. В серию вошла работа «Дом Омогоя», которая хранится в коллекции Художественного музея Республики Саха (Якутия).
Шапошникова обратилась к легенде о Омогóй Бaáе. У него было две дочери, которые соперничали между собой за сердце молодого красивого юноши Эллея, первопредка якутов. Согласно преданию, герой выбрал себе в супруги нелюбимую некрасивую дочь Бая. Отцу не понравилось это, и он выгнал молодоженов из дома.
Литография делится на три условные части. В самой верхней Шапошникова поместила балаган — зимнее жилище якутов, которое напоминает темную мрачную гору. Слева от балагана стоит любимая дочь Омогоя. Она в отчаянии поднимает руки вверх к небу.
В средней части автор расположила ключевые символы якутской культуры: ритуальный столб коновязь (сэргэ), изгородь и три фигуры лошадей. В нижней части Шапошникова изобразила урасу — летнее жилище якутов. Вертикальные штрихи в центре картины — это дым, который прорывается вверх из дома и объединяет три части композиции между собой.
В нижней части литографии рядом с изображением урасы вырисовывается силуэт коровы. По легендам Омогой прогнал зятя с нелюбимой дочерью на окраину земли, отдав приданое, состоящее из одной плохонькой коровы. Показательно изображение рогатой скотины в условном низу композиции.
Согласно мифологическим представлениям якутов образ коровы тесно связан с нижним миром, а также с женским началом. В сказании упоминается, что будущая жена Эллэя занимается самой тяжелой черной работой, доит коров, чистит хлев (хотон). В структуре композиции «край земли» художницей соотнесен с краем листа. Именно здесь стоит крохотная фигурка старшей трудолюбивой дочери Омогоя. Она опустила кумысную мутовку в кожаный сосуд. Действие девушки содержит глубокий смысл и обладает брачной символикой. Кумыс — священный напиток, в мифах тюркских народов процесс его брожения сравнивается с продуцирующим творением мира. Имеется в виду известный космогонический мотив рождения нового мира при помощи пахтания — взбивания из сливок масла. Холодная гамма оттенков листа, олицетворяющая ночные сумерки, противопоставлена «горячим» цветам литографии «Путь Эллэя». Во всех вариантах сказаний образ Омогой Баайя, консерватора, приверженца косных, патриархальных традиций, противопоставлен культурному герою и новатору Эллэю, который воплощает новый счастливый мир.
Оттенки, которые выбрала Шапошникова, напоминают о драматичности древнего сюжета. Любимая дочь, которую отверг Эллей, умерла от тоски. Ее сестра родила герою пять сыновей, от которых, по легенде, произошли пять якутских улусов.
Шапошникова обратилась к легенде о Омогóй Бaáе. У него было две дочери, которые соперничали между собой за сердце молодого красивого юноши Эллея, первопредка якутов. Согласно преданию, герой выбрал себе в супруги нелюбимую некрасивую дочь Бая. Отцу не понравилось это, и он выгнал молодоженов из дома.
Литография делится на три условные части. В самой верхней Шапошникова поместила балаган — зимнее жилище якутов, которое напоминает темную мрачную гору. Слева от балагана стоит любимая дочь Омогоя. Она в отчаянии поднимает руки вверх к небу.
В средней части автор расположила ключевые символы якутской культуры: ритуальный столб коновязь (сэргэ), изгородь и три фигуры лошадей. В нижней части Шапошникова изобразила урасу — летнее жилище якутов. Вертикальные штрихи в центре картины — это дым, который прорывается вверх из дома и объединяет три части композиции между собой.
В нижней части литографии рядом с изображением урасы вырисовывается силуэт коровы. По легендам Омогой прогнал зятя с нелюбимой дочерью на окраину земли, отдав приданое, состоящее из одной плохонькой коровы. Показательно изображение рогатой скотины в условном низу композиции.
Согласно мифологическим представлениям якутов образ коровы тесно связан с нижним миром, а также с женским началом. В сказании упоминается, что будущая жена Эллэя занимается самой тяжелой черной работой, доит коров, чистит хлев (хотон). В структуре композиции «край земли» художницей соотнесен с краем листа. Именно здесь стоит крохотная фигурка старшей трудолюбивой дочери Омогоя. Она опустила кумысную мутовку в кожаный сосуд. Действие девушки содержит глубокий смысл и обладает брачной символикой. Кумыс — священный напиток, в мифах тюркских народов процесс его брожения сравнивается с продуцирующим творением мира. Имеется в виду известный космогонический мотив рождения нового мира при помощи пахтания — взбивания из сливок масла. Холодная гамма оттенков листа, олицетворяющая ночные сумерки, противопоставлена «горячим» цветам литографии «Путь Эллэя». Во всех вариантах сказаний образ Омогой Баайя, консерватора, приверженца косных, патриархальных традиций, противопоставлен культурному герою и новатору Эллэю, который воплощает новый счастливый мир.
Оттенки, которые выбрала Шапошникова, напоминают о драматичности древнего сюжета. Любимая дочь, которую отверг Эллей, умерла от тоски. Ее сестра родила герою пять сыновей, от которых, по легенде, произошли пять якутских улусов.