Праздник Игби отмечают в цезском (дидойском) селе Шаитли Цунтинского района Республики Дагестан. У него нет аналогов в обрядовой культуре народов Северного Кавказа. Местные жители считают, что в этот день впервые после зимы лучи солнца достигают склонов горы Хора, это предвещает скорое наступление весны.
Название праздника связано с основным обрядовым блюдом — игби (бубликами). В празднике принимают участие мальчики, юноши и молодые мужчины от 10 до 25 лет. За полтора-два месяца начинают шить карнавальные костюмы, делают маски волков (боци), лесных людей (цисек жекłу), шайтана, скелета и других. Центральная фигура торжества — Квидили (Хъвидили).
За неделю до дня праздника в селе появляются 3–4 переодетых в волков юноши. Они напоминают односельчанам о необходимости готовиться к празднику.
С этого момента женщины начинают печь игби: их должно быть много. В праздничный день с самого утра мальчики объединятся в группы и будут обходить дома, собирая игби. Делают это и волки-боци. Они нанизывают свою добычу на длинный шест — гири.
В то время как по селению ходят сборщики игби, на площади-годекане встречаются жители села. Сюда же приходят и боци. Затем со стороны горы Хора в селение входит Квидили. К полудню праздник вступает в свою финальную фазу. Все участники собираются на годекане вокруг Квидили и затаскивают его на мост, где старший боци имитирует его убиение. Это служит сигналом к завершению праздника.
Название праздника связано с основным обрядовым блюдом — игби (бубликами). В празднике принимают участие мальчики, юноши и молодые мужчины от 10 до 25 лет. За полтора-два месяца начинают шить карнавальные костюмы, делают маски волков (боци), лесных людей (цисек жекłу), шайтана, скелета и других. Центральная фигура торжества — Квидили (Хъвидили).
За неделю до дня праздника в селе появляются 3–4 переодетых в волков юноши. Они напоминают односельчанам о необходимости готовиться к празднику.
С этого момента женщины начинают печь игби: их должно быть много. В праздничный день с самого утра мальчики объединятся в группы и будут обходить дома, собирая игби. Делают это и волки-боци. Они нанизывают свою добычу на длинный шест — гири.
В то время как по селению ходят сборщики игби, на площади-годекане встречаются жители села. Сюда же приходят и боци. Затем со стороны горы Хора в селение входит Квидили. К полудню праздник вступает в свою финальную фазу. Все участники собираются на годекане вокруг Квидили и затаскивают его на мост, где старший боци имитирует его убиение. Это служит сигналом к завершению праздника.