Картина «Девочки. Вербное воскресенье» стала ключевым произведением в творчестве таганрогской художницы Серафимы Блонской (3 октября 1870 г., Верхнеднепровск — 9 августа 1947 г., Таганрог). Произведение было создано в 1900 году в качестве выпускной работы в Санкт-Петербургской Академии художеств. В том же году ее приобрел музей Академии, а спустя три года, по прошению городской управы, картина была направлена в Таганрог. Она стала одним из первых художественных экспонатов в открывшемся музее города.
Выбирая сюжет для картины, художница остановилась на трогательной сцене детского богослужения. Юные гимназистки изображены в храме в праздничных форменных платьях с ветками вербы и свечами в руках. Почти год художница собирала необходимый материал для будущей картины — делала зарисовки с натуры, писала этюды, работала над эскизами будущей композиции. Несколько месяцев она провела в Таганроге и часто посещала Таганрогскую Мариинскую гимназию, которую когда-то окончила сама. Многие юные воспитанницы стали моделями для образов гимназисток. В запечатленном сюжете прослеживается много личного: сцена, которую художница увидела в реальности, переплелась с ее собственными воспоминаниями, размышлениями о юности и гимназических годах.
Художница намеренно делает девочек главными героинями картины. Этому способствует и выбранный почти квадратный формат холста, и общее композиционное решение. Несмотря на большое количество изображенных, пространство картины не кажется перегруженным. Ритмичное расположение фигур наполняет произведение спокойствием и подчеркивает торжественность происходящего. Распахнутое на заднем плане окно поддерживает этот ритм и зрительно увеличивает пространство картины.
Контраст темного вечернего неба и белых одежд девочек подчеркивает камерность церковного богослужения и акцентирует внимание зрителя именно на первом плане произведения. Способствуют этому и светотеневая моделировка, и колорит картины. Золотистое пламя свечей, разноцветные блики на складках одежды, приглушенные тона росписей стен — невероятная гармония прослеживается в колористическом решении каждой детали. Многообразие цветовых сочетаний будто бы наполняет картину свечением, а каждую из фигур девочек делает олицетворением внутренней чистоты
Выбирая сюжет для картины, художница остановилась на трогательной сцене детского богослужения. Юные гимназистки изображены в храме в праздничных форменных платьях с ветками вербы и свечами в руках. Почти год художница собирала необходимый материал для будущей картины — делала зарисовки с натуры, писала этюды, работала над эскизами будущей композиции. Несколько месяцев она провела в Таганроге и часто посещала Таганрогскую Мариинскую гимназию, которую когда-то окончила сама. Многие юные воспитанницы стали моделями для образов гимназисток. В запечатленном сюжете прослеживается много личного: сцена, которую художница увидела в реальности, переплелась с ее собственными воспоминаниями, размышлениями о юности и гимназических годах.
Художница намеренно делает девочек главными героинями картины. Этому способствует и выбранный почти квадратный формат холста, и общее композиционное решение. Несмотря на большое количество изображенных, пространство картины не кажется перегруженным. Ритмичное расположение фигур наполняет произведение спокойствием и подчеркивает торжественность происходящего. Распахнутое на заднем плане окно поддерживает этот ритм и зрительно увеличивает пространство картины.
Контраст темного вечернего неба и белых одежд девочек подчеркивает камерность церковного богослужения и акцентирует внимание зрителя именно на первом плане произведения. Способствуют этому и светотеневая моделировка, и колорит картины. Золотистое пламя свечей, разноцветные блики на складках одежды, приглушенные тона росписей стен — невероятная гармония прослеживается в колористическом решении каждой детали. Многообразие цветовых сочетаний будто бы наполняет картину свечением, а каждую из фигур девочек делает олицетворением внутренней чистоты