Женские образы, созданные Александром Леонтовским на рубеже ХIХ–ХХ веков, напоминают собирательный романтический образ Прекрасной Дамы, воспетый его современником Александром Блоком. Призрачность, манящая идеальность образа, интригующая воображение игра явного и сокрытого — все эти черты прослеживаются и в произведении художника, и в стихотворении Блока «Незнакомка» 1906 г.:
»…И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль…»
Александр Леонтовский обучался в Петербургской Академии художеств с 1885 по 1894 год, сначала как вольный слушатель, а позже — как полноправный ученик. Леонтовский был одаренным портретистом, тонко чувствовал свою модель, выгодно представлял лучшие качества ее внешности. Он старался увидеть нечто большее, чем набор эффектных поз и узнаваемых черт лица, хотя рамки заказного салонного портрета и не всегда позволяли нарушить существующие клише. Долгие годы художник успешно работал именно как светский портретист, его моделями были представители высшей аристократии.
«Дама в белом» — романтическая трансформация жанра салонного портрета, где художник намеренно отошел от фотографической скованности и нарочитой реалистичности, наполнив портрет поэтичностью и воздушностью.
Леонтовскому удалось создать несколько женских образов, ставших настоящими символами эпохи. «Дама в белом» — идеальное воплощение царившего на рубеже веков стиля модерн. В этом образе как будто запечатлен дух самого времени — утонченный, витиевато-капризный и вместе с тем глубокий и таинственный. Портрет прекрасно демонстрирует свободную манеру живописи и виртуозное владение кистью. Это позволяло его создавать на холсте эффекты, подобные ренессансному «сфумато».
На холсте изображена утонченная и красивая молодая женщина. В ее образе очевидно присутствуют портретные черты. Взгляд рассеян, в позе чувствуется легкая усталость. При этом она окутана таинственностью и легкой интригой, силуэт будто бы постепенно растворяется в пространстве картины.
Аристократическое происхождение и достойное положение в обществе изображенной девушки не вызывает сомнений. Возможно, на создание этого полотна Леонтовского могла вдохновить одна из светских красавиц Санкт-Петербурга. Кто именно — пока неизвестно.
»…И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль…»
Александр Леонтовский обучался в Петербургской Академии художеств с 1885 по 1894 год, сначала как вольный слушатель, а позже — как полноправный ученик. Леонтовский был одаренным портретистом, тонко чувствовал свою модель, выгодно представлял лучшие качества ее внешности. Он старался увидеть нечто большее, чем набор эффектных поз и узнаваемых черт лица, хотя рамки заказного салонного портрета и не всегда позволяли нарушить существующие клише. Долгие годы художник успешно работал именно как светский портретист, его моделями были представители высшей аристократии.
«Дама в белом» — романтическая трансформация жанра салонного портрета, где художник намеренно отошел от фотографической скованности и нарочитой реалистичности, наполнив портрет поэтичностью и воздушностью.
Леонтовскому удалось создать несколько женских образов, ставших настоящими символами эпохи. «Дама в белом» — идеальное воплощение царившего на рубеже веков стиля модерн. В этом образе как будто запечатлен дух самого времени — утонченный, витиевато-капризный и вместе с тем глубокий и таинственный. Портрет прекрасно демонстрирует свободную манеру живописи и виртуозное владение кистью. Это позволяло его создавать на холсте эффекты, подобные ренессансному «сфумато».
На холсте изображена утонченная и красивая молодая женщина. В ее образе очевидно присутствуют портретные черты. Взгляд рассеян, в позе чувствуется легкая усталость. При этом она окутана таинственностью и легкой интригой, силуэт будто бы постепенно растворяется в пространстве картины.
Аристократическое происхождение и достойное положение в обществе изображенной девушки не вызывает сомнений. Возможно, на создание этого полотна Леонтовского могла вдохновить одна из светских красавиц Санкт-Петербурга. Кто именно — пока неизвестно.