Картина «Девочка с голубыми бусами» принадлежит кисти русского живописца XIX века Николая Рачкова. Он был известным мастером бытового жанра, графиком и автором сатирических рисунков. Его работы хранятся в коллекциях Третьяковской Галереи, Русского музея и Нижегородского художественного музея. В их числе — «Накануне праздника», этюд «Старуха», «У калитки», «Кухарка» и многие другие полотна.
Николай Рачков родом из Нижегородской губернии. Его отец был учителем рисования, поэтому первые уроки живописи он получил в семье. В 13 лет Рачков пошел в Арзамасскую школу живописи Александра Ступина. Позже его работа «Портрет цыганки» участвовала на выставке произведений учеников Императорской Академии художеств. За эту картину он получил звание неклассного художника, а также стал обладателем серебряной медали, которую вручали за рисунок, считавшийся высшим показателем профессионального уровня.
В 1860-е годы началась карьера Николая Рачкова в Москве, где он был одним из организаторов и авторитетных деятелей Московского благотворительного общества любителей художеств. Позже Рачков рисовал карикатуры для еженедельного сатирического журнала «Искра», изданий «Гусляр» и «Иллюстрация», а также выполнял заказные портреты и копии.
Николай Рачков часто изображал многочисленные женские и детские головки, а также домашние сцены из жизни, простые бытовые сюжеты нравились публике. Его работы покупали для своих собраний известные коллекционеры Павел Третьяков и Козьма Солдатенков. В 1878 году картина Рачкова «Богаделенка» участвовала в академической выставке, а позже в Павильоне Российской империи на выставке в Париже.
На полотне, представленном в коллекции Арзамасского музея, изображена десятилетняя девочка с гладко причесанными темными волосами. Этот портрет демонстрировал классический типаж русской красавицы. Ее ясные серые глаза обращены на зрителя, а на пухлых губах видна полуулыбка. Русые волосы, разделенные на пробор, спрятаны под большим красным платком, завязанным сзади. Головной убор дополняет природную красоту ребенка и фокусирует внимание зрителя на ее сияющем лице.