Портрет арзамасского купца Ситникова создал неизвестный художник первой провинциальной школы живописи Александра Ступина. Как правило, невозможность определить авторство картины живописцев этого учебного заведения связана с тем, что ее автор был крепостным.
Сохранились воспоминания библиофила и собирателя искусства Петра Корнилова, который писал, что в начале ХIХ века школа Александра Ступина была «единственным рассадником художественных знаний для крепостных талантов». Работы многих из них и сегодня продолжают оставаться безымянными. Крепостной был лишен многих гражданских прав, в том числе и права авторства, поэтому не мог подписать свою картину.
Школа живописи Александра Ступина просуществовала 45 лет. В ней учились известные художники: Василий Перов, Евграф Крендовский, Иван Зайцев, Василий Раев и другие живописцы, которые участвовали в создании Товарищества передвижных художественных выставок.
В XVIII—начале ХХ века в Арзамасе было распространено купечество — полупривилегированное сословие в России. Оно считалось «третьим сословием» после дворянства и духовенства. Представители купечества внесли весомый вклад в архитектурный облик Арзамаса, его благоустройство и экономическое развитие. Среди известных купцов города можно выделить таких, как Бебешины, Будылины, Вязововы, Жевакины и многих других. В фондах Арзамасского музея хранятся материалы о социальной жизни купцов, их торговой и общественной деятельности. Среди них — бытовые вещи и документы, фотографии и одежда, мебель, книжные и нотные издания, конторские книги.
Однако в Арзамасе вели свою деятельность и те купцы, которые не обладали миллионными состояниями, но смогли внести значительный вклад в развитие города. Они участвовали в строительстве храмов и в благотворительных мероприятиях. Купцы не жалели денег и средств на содержание богоугодных заведений, на развитие здравоохранения и образования.