Перед нами — складень «Дева Мария со святыми» — церковный алтарь, который состоит из центральной части и двух складных «крыльев». Его также называют триптихом — по числу компонентов. Работу датируют XV веком, художник неизвестен.
Дева Мария со святыми
Время создания
XV век
Размер
117x71,17 см
117х71,17х32 см
117х71,17х32 см
Коллекция
2
Открыть в приложении#3
Неизвестный немецкий мастер
Дева Мария со святыми
#1
#4
В Средние века авторы часто не подписывали картины. Они работали во славу Бога, и не желали славы для себя. Поэтому для таких работ трудно установить конкретное авторство.
#5
Известно, что создатель этого складня принадлежал к швабской школе — группе художников, которая работала на юге Германии, в Швабии. Художественным центром области был город Ульм. Местные мастера следовали итальянским традициям живописи. Их отличали четкость всех форм и линий, а также «простота и ясность композиции, гармония цвета».
#6
Первоначально алтарь был двусторонним. Створки выполняли разные функции: части с золотым фоном выставляли по праздникам, а крайние — с зеленым фоном — были будничными. В 1885 году Императорский Эрмитаж отреставрировал складень. Его «расслоили», створки стали равнозначными. Помимо этого, реставратор перенес живопись с ветхой доски на новое основание.
#7
В центре живописного алтаря художник изображает Богоматерь в образе Царицы Небесной. В руках она держит младенца Иисуса Христа. Под её ногами — полумесяц. Деву Марию изображали как Царицу Небесную, поэтому часто добавляли к её образу полумесяц или луну. Эти символы восходят к Евангелию: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд».
#8
На праздничных створках на золотом фоне автор пишет двух мучениц, который почитают как защитниц от насильственной и внезапной смерти. Справа — Святая Варвара, которая держит в руках чашу для причастия. Слева — Святая Доротея со своими постоянными атрибутами — корзиной с цветами и фруктами. Её фигура была очень популярной в Германии в XIV–XV веках.
<br>
К будничной стороне относятся две крайние створки. На правой художник пишет одного из двенадцати учеников Христа — Иакова Старшего (Компостельского). Этот святой был странником и дошел с проповедью до Испании. Поэтому в руках он держит посох и морскую раковину. Слева стоит Святой Валентин — епископ. Он держит в руках книгу и жезл.
#9
На складне каждая деталь имеет символическое значение. Например, пионы и примулы в ногах у Девы Марии наделяли свойством оберега, чертополох обозначал христианские страдания, а фиалка — покорность и смирение. Полумесяц является символом Богородицы и одновременно обозначает целомудрие.
#10
Художник использует приглушенные цвета — красный, зеленый и золотой. Будничные створки он пишет строго прямыми линиями, чтобы сделать их простыми и обыденными. Деву Марию и святых в праздничной части художник изображает как бы изогнутыми. Вместе они образуют замкнутую композицию.
#11
Этот складень передал в дар Радищевскому музею меценат Александр Звенигородский. Это единственный полностью сохранившийся средневековый памятник в собрании музея.
#12
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Дева Мария со святыми
Время создания
XV век
Размер
117x71,17 см
117х71,17х32 см
117х71,17х32 см
Коллекция
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться