Районы Бурятии располагались на чайном торговом пути. Местное население входило в наиболее частые и тесные контакты с монголами и китайцами: чай перевозили в Россию через границу с Монголией.
В XIX столетии происходило активное развитие межэтнических контактов. Бурятские ювелиры перенимали опыт у приезжих китайских мастеров, которые работали на территории Забайкалья, что способствовало развитию и обогащению технологических приемов и орнаментальных мотивов.
Эти контакты оказали взаимовлияние на культуру, быт, мировоззрение народов, а также повлияли на качественное изменение состава комплексов украшений — трансформацию старых форм и появление новых, которые возникли под воздействием восточно-азиатской культуры и буддийской традиции.
Например, серебряное навершие головного убора дэнзэ полусферической формы со вставкой коралла, лазурита или янтаря связано своим происхождением с китайской традицией, где тот или иной камень соответствовал определенной чиновничьей степени.
Головной убор для бурята всегда представлял предмет, наделенный особой сакральностью. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имели свою символику и смысл.
Полусферическая форма убора символизирует небесный свод, поверхность юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. Конусообразная форма напоминает контуры гор — обиталищ духов, хозяев, божеств.
Дэнзэ являлся основным атрибутом бурятской шапки. Обычно его изготавливали из самых дорогих для бурята материалов — серебра и красного коралла. Своим приглушенным и вместе с тем насыщенно густым тоном коралл оживлял матово-белую поверхность серебряного изделия, контрастно выделялся на фоне чеканного и ажурного узора.
Использование красного коралла в качестве основного элемента неслучайно. Коралл обладал особым значением, включавшим в себя символизм дерева и знак водяной бездны. Красному цвету придавался большой смысл в различных обрядах и действиях магического характера.
Коралл ассоциировался по цветовой символике с огнем, солнцем, кровью — символами жизненной энергии, тепла и очищения. Серебро считалось национальным металлом бурят. Данный предмет музей приобрел 28 февраля 1952 года.