Представленная в экспозиции мандолина поступила в дар музею в 1991 году. Она представляет собой струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Исполнитель играет на лютне преимущественно медиатором или плектром, а также пальцами и птичьим пером.
При игре мандолинист использует технику тремоло (многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух не соседних звуков, двух созвучий — интервалов, аккордов, отдельного звука и созвучия). Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Мандолина используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Она появилась в Италии и в XVII веке стала самым распространенным и любимым народным инструментом. Интерес к итальянской мандолине в последнее время растет. Вызван он не только и не столько ее популярностью в народной музыке кельтов, итальянцев и, как ни странно, американцев, сколько универсальностью звука, который издает инструмент.
Если раньше незабываемые тремоло можно было услышать в серенадах и симфонических или оперных оркестрах, то со временем мандолиновые гармонии появились в рок-музыке. В своем творчестве их использовали и сэр Пол Маккартни, и The Doors, и Led Zeppelin.
В Российскую империю мандолину завезли предположительно в первой половине XVIII столетия. Вот как знаменитый русский писатель Владимир Иванович Даль описал мандолину в своем «Толковом словаре русского языка»: