Мастера Палеха в 1920–1940-е годы постепенно расширяли круг своих тем. Они разрабатывали литературные и сказочные сюжеты и постепенно заинтересовались русским эпосом. Былинная тема приобрела особое значение в годы Великой Отечественной войны, когда в разных областях искусства появлялись произведения о силе и мужестве предков, их независимости и любви к Родине.
Именно в этот период Аристарх Дыдыкин создал миниатюру «Микула Селянинович». Мастер посвятил работу былине о богатыре-землепашце Микуле и князе-воине Вольге Святославовиче. По сюжету, князь Вольга с дружиной направился за данью во вверенные ему города. В поле он встретил пахаря Микулу и, изумившись его богатырской силе, позвал с собой. Герой согласился, но в середине пути вспомнил об оставленной в борозде сохе. Он попросил Вольгу отправить дружинников выдернуть инструмент из земли и спрятать под ракитовый куст.
Вольга послал пятерых воинов, но вытащить соху не удалось ни им, ни подоспевшим товарищам: и «тридцать человек без единого» не смогли сдвинуть ее с места. Тогда пахарь сам одной рукой вытащил инструмент из земли, и герои продолжили путь.
Художник показал этот сюжет в насыщенной композиции со множеством фигур. В центре он запечатлел Микулу с Вольгой, в правом нижнем углу — группу из пяти дружинников, которые безуспешно пытаются сдвинуть соху с места.
Миниатюру отличает многообразие колористических нюансов росписи: мастер точно рассчитал соседство одного цвета с другим, соотношение красочных пятен и интенсивность цвета. Каждый элемент композиции не только помогает раскрыть сюжет, но и усиливает декоративную выразительность живописи.
Аристарх Дыдыкин — один из самых оригинальных палехских художников. Он родился в 1874 году в семье потомственного иконописца и учился в мастерской Николая Софонова. Сначала он расписывал церкви Москвы и Петербурга, а с 1926 года работал в «Артели древней живописи».
Помимо лаковой миниатюры, художник занимался росписью фарфора, монументальной живописью и театральными декорациями, книжной иллюстрацией. Он умело сочетал древние иконописные мотивы и приемы лаковой миниатюры. Его произведения легко узнать по необычным пейзажам, обильному применению золота в орнаменте и контрастным цветам.
Именно в этот период Аристарх Дыдыкин создал миниатюру «Микула Селянинович». Мастер посвятил работу былине о богатыре-землепашце Микуле и князе-воине Вольге Святославовиче. По сюжету, князь Вольга с дружиной направился за данью во вверенные ему города. В поле он встретил пахаря Микулу и, изумившись его богатырской силе, позвал с собой. Герой согласился, но в середине пути вспомнил об оставленной в борозде сохе. Он попросил Вольгу отправить дружинников выдернуть инструмент из земли и спрятать под ракитовый куст.
Вольга послал пятерых воинов, но вытащить соху не удалось ни им, ни подоспевшим товарищам: и «тридцать человек без единого» не смогли сдвинуть ее с места. Тогда пахарь сам одной рукой вытащил инструмент из земли, и герои продолжили путь.
Художник показал этот сюжет в насыщенной композиции со множеством фигур. В центре он запечатлел Микулу с Вольгой, в правом нижнем углу — группу из пяти дружинников, которые безуспешно пытаются сдвинуть соху с места.
Миниатюру отличает многообразие колористических нюансов росписи: мастер точно рассчитал соседство одного цвета с другим, соотношение красочных пятен и интенсивность цвета. Каждый элемент композиции не только помогает раскрыть сюжет, но и усиливает декоративную выразительность живописи.
Аристарх Дыдыкин — один из самых оригинальных палехских художников. Он родился в 1874 году в семье потомственного иконописца и учился в мастерской Николая Софонова. Сначала он расписывал церкви Москвы и Петербурга, а с 1926 года работал в «Артели древней живописи».
Помимо лаковой миниатюры, художник занимался росписью фарфора, монументальной живописью и театральными декорациями, книжной иллюстрацией. Он умело сочетал древние иконописные мотивы и приемы лаковой миниатюры. Его произведения легко узнать по необычным пейзажам, обильному применению золота в орнаменте и контрастным цветам.