Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Сокровища древнего Мурома»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Деисус

Время создания
середина XVII века
Размер
137x37 см
Техника
дерево, левкас, темпера; оклад – серебро, чеканка, золочение
2
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Деисус
#3
В переводе с греческого «деисус» означает «моление», «прошение». Этот деисус под названием «Тябло — „коруна“ царских врат» создал неизвестный автор в середине XVII века. Он был в составе тяблового иконостаса муромского Благовещенского монастыря и находился непосредственно над Царскими вратами. Тябло в православной церкви — деревянное приспособление на алтарной преграде.

Композиция этого деисуса состоит из трех отдельных частей, которые расположены в клеймах —  оконцах. Прямоугольная доска полностью окована серебряными золочеными пластинами разного размера с крупным растительным орнаментом. Деисус как часть церковного ансамбля стал широко распространяться в византийском и древнерусском искусстве с X–XI веков.

Главная тема композиции — Второе пришествие Христа, Страшный Суд и спасение человеческого рода, которое за этим следует. В центре деисуса изображается Господь Вседержитель, восставший на Суд, а по обе стороны от него располагаются Богоматерь и Иоанн Креститель. Они возносят заступническую молитву за род человеческий. Оба они изображены с крыльями и в коронах. Все фигуры исполнены чернью (краской из смеси серы и ртути) по золоту с небольшими вкраплениями киновари. Киноварь — краска алого цвета, полученная из ртути.

Помимо традиционной иконографии Деисуса, автор использовал некоторые иконографические мотивы, которые относятся к сюжетам «Предста царица» и «София Премудрость Божия». Подобное сочетание не встречается в других древнерусских памятниках. В этих сюжетах Христос представляется как Великий Архиерей, а в образе Богоматери персонифицируется христианская церковь.

В средневековой Европе был распространен тип центрального изображения Святой Троицы. В начале XIV века он получил известность в искусстве византийского мира. В его основе лежат богословские толкования Иеронима Блаженного на текст 109-го псалма. На Руси одним из самых ранних примеров этой иконографии стало клеймо иконы из Благовещенского собора Московского Кремля.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Деисус

Время создания
середина XVII века
Размер
137x37 см
Техника
дерево, левкас, темпера; оклад – серебро, чеканка, золочение
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%