Даждьбог
Время создания
2009 год
Место создания
Нижегородская область, Воскресенский район, с. Владимирское
Размер
Диаметр – 140 см
Техника
лепка, двойной обжиг, шамотная глина, цветные ангобы, бесцветная глазурь
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении #12
#5
По славянской легенде, Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной белыми златогривыми лошадьми с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который он держит в руках.
Даждьбог — значит «дающий Бог», «податель всех благ». Даждьбог для славян — это Бог, дарующий свет, двигающий небесные тела, знаменуя смену дня и ночи, времён года, лет и столетий. Даждьбог — покровитель славян и они называли себя даждьбоговыми внуками.
#14
Источники
#6
В «Слове о полку Игореве» дважды говорится о попавших в тяжелое положение внуках Дажьбога:
#10
Тогда, при Олеге Гориславиче, засевалась и прорастала усобицами, погибала жизнь Даждьбожьего внука; в княжьих крамолах жизни людские сократились.
Слово о полку Игореве. Перевод А.А. Горского
#8
Поднялась обида в силах Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Трояню, восплескала лебедиными крыльями на синем море, у Дону плещучи, пробудила тяжкие времена.
Слово о полку Игореве. Перевод А.А. Горского
#15
Согласно «Повести временных лет» идол Дажьбога стоял на холме в Киеве во времена князя Владимира.
#16
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.
Переводе Д.С.Лихачева
#17
Наиболее содержательным является фрагмент о Дажьбоге во вставке, включённой в перевод отрывка из «Хроники» Иоанна Малалы, находящегося в Ипатьевской летописи под 1114 годом.
#18
Того ради прозвали его Сварогом и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, 7 тысяч и 400 и семьдесят дней, что составляет двадцать с половиной лет. Солнце царь, сын Сварогов, иначе Даждьбог, был могучим мужем.
Современный перевод Ипатьевской летописи под 1114 годом
#19
Здесь старинный переводчик хроники Малалы поясняет имя Гефеста — Сварогом, а Гелиоса — Дажьбогом; сам перевод относят к Х веку, когда языческие верования были еще живы и свежи в славянском населении. Так как в греческом оригинале здесь речь идёт о Гелиосе, то солнечный характер Даждьбога, по-видимому, вне сомнения.
#20
Упоминания в фольклоре
#21
Обеспечение всего живого энергией и теплом, было и остается не единственной функцией Солнца. Не менее важно, что оно во все времена помогало бороться со злом — как внешним, так и внутренним.
#22
… иные рязанцы еще божатся: «Авос-те Дажба, глаза лопни!»
Свидетельство фольклориста М.Н. Макарова (1785—1847).
#23
То есть, именем великого бога, одаривавшего людей светом и, соответственно, зрением, клялись ещё в XIX веке.
#24
Покучись (поручись) Дажь-Богу, управит по-немногу
Этнограф Е.В. Барсов (1836—1917) приводит пословицу, записанную им в Новгородской губернии.
#25
Так дружески советовали попавшему в сложное, запутанное положение человеку.
#26
В.И. Даль (1801–1872 гг.) в своём знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» указывает, что на Рязанской земле ещё в его время клялись словом «Дажбо!» или «Дажьба!», вместо привычных «Ей-ей» или «Вот те крест».
#27
МКУК «Историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Град Китеж»
читать дальшескрыть
Даждьбог
Время создания
2009 год
Место создания
Нижегородская область, Воскресенский район, с. Владимирское
Размер
Диаметр – 140 см
Техника
лепка, двойной обжиг, шамотная глина, цветные ангобы, бесцветная глазурь
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться