Николай Харитонов — русский живописец, пейзажист, портретист, художник бытового жанра, родившийся в Ярославской губернии. В 1892 году после окончания сельской школы переехал в Петербург, а в 1895-м стал послушником в Валаамском монастыре и начал писать иконы.
Вернувшись в Петербург в 1897 году, Николай Харитонов поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников и работал подмастерьем у гравера и офортиста Льва Дмитриева-Кавказского. А с 1901-го стал вольным слушателем Императорской академии художеств и вольноприходящим учеником живописца Ильи Репина.
Признание Николай Харитонов получил довольно рано. Еще во время обучения в Академии художеств он отправил свои картины в Екатеринодарскую городскую картинную галерею имени Ф. А. Коваленко для участия в выставках. В 1909 году Харитонов получил звание художника, а его работы отметили премией имени Архипа Куинджи, премией Общества поощрения художников и юбилейной премией имени принцессы Евгении Ольденбургской.
С 1912 года художник путешествовал по Европе, был в Лондоне, Риме, Берлине и Вене, работал в Париже, занимался в Мюнхенской академии художеств. На международной мюнхенской выставке 1913 года его портрет «Дама в черном» имел большой успех. Картину приобрел Лейпцигский музей.
Портрет «Цыганка» Николай Харитонов написал в студенческое время — в 1908 году. Федор Коваленко выкупил картину во время VII периодической выставки в 1909-м и по просьбе художника отправил на конкурсную выставку Академии художеств. Эту работу сам Харитонов очень ценил. Позже он даже просил Федора Коваленко вернуть портрет, но тот настоял, чтобы картина осталась в музее.
Несмотря на то что «Цыганка» — раннее произведение, его вполне можно отнести к числу лучших портретов художника. Николай Харитонов трактовал образ цыганки в духе русской традиции XIX — начала XX века, сочетая в картине взгляды писателей, поэтов романтизма и реализма, обращающихся в своих произведениях к цыганской культуре, быту, обрядам.
Художник создал образ свободной, сильной, артистичной женщины со своим внутренним миром и скрытой от зрителя повседневной жизнью. Особенностями портрета являются удивительная живописность, пластичность и внутренняя динамика, выразительность образа, глубина характера. Сидящая в кресле в пышном наряде молодая цыганка полна движения и экспрессии.
Николай Харитонов написал свою модель крупным планом, она заполняет почти все картинное пространство. Интересно и сопоставление манеры и техники письма, которые художник использовал при написании лица и платья. С их помощью ему удалось передать и темперамент цыганского характера, и скрытую жизнь души.
Вернувшись в Петербург в 1897 году, Николай Харитонов поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников и работал подмастерьем у гравера и офортиста Льва Дмитриева-Кавказского. А с 1901-го стал вольным слушателем Императорской академии художеств и вольноприходящим учеником живописца Ильи Репина.
Признание Николай Харитонов получил довольно рано. Еще во время обучения в Академии художеств он отправил свои картины в Екатеринодарскую городскую картинную галерею имени Ф. А. Коваленко для участия в выставках. В 1909 году Харитонов получил звание художника, а его работы отметили премией имени Архипа Куинджи, премией Общества поощрения художников и юбилейной премией имени принцессы Евгении Ольденбургской.
С 1912 года художник путешествовал по Европе, был в Лондоне, Риме, Берлине и Вене, работал в Париже, занимался в Мюнхенской академии художеств. На международной мюнхенской выставке 1913 года его портрет «Дама в черном» имел большой успех. Картину приобрел Лейпцигский музей.
Портрет «Цыганка» Николай Харитонов написал в студенческое время — в 1908 году. Федор Коваленко выкупил картину во время VII периодической выставки в 1909-м и по просьбе художника отправил на конкурсную выставку Академии художеств. Эту работу сам Харитонов очень ценил. Позже он даже просил Федора Коваленко вернуть портрет, но тот настоял, чтобы картина осталась в музее.
Несмотря на то что «Цыганка» — раннее произведение, его вполне можно отнести к числу лучших портретов художника. Николай Харитонов трактовал образ цыганки в духе русской традиции XIX — начала XX века, сочетая в картине взгляды писателей, поэтов романтизма и реализма, обращающихся в своих произведениях к цыганской культуре, быту, обрядам.
Художник создал образ свободной, сильной, артистичной женщины со своим внутренним миром и скрытой от зрителя повседневной жизнью. Особенностями портрета являются удивительная живописность, пластичность и внутренняя динамика, выразительность образа, глубина характера. Сидящая в кресле в пышном наряде молодая цыганка полна движения и экспрессии.
Николай Харитонов написал свою модель крупным планом, она заполняет почти все картинное пространство. Интересно и сопоставление манеры и техники письма, которые художник использовал при написании лица и платья. С их помощью ему удалось передать и темперамент цыганского характера, и скрытую жизнь души.