Жанр натюрморта зародился в Древнем Египте, а затем долгое время выполнял вспомогательную функцию. Цветочные гирлянды обрамляли изображения Богоматери и Христа, а композициями из фруктов украшали мебель. В XV веке появился мистический жанр vanitas (от латинского «пустота»), где центром натюрморта были черепа, сухие цветы и гнилые фрукты. Они символизировали бренность жизни, неизбежность смерти и тщетность бытия. Два столетия спустя натюрморты стали метафорой полной, радостной и здоровой жизни. Слово «натюрморт», однако, происходит от французского nature morte — мертвая, неодушевленная природа.
Голландские художники золотого века окончательно оформили натюрморт в отдельный жанр живописи. В России представление о нем первоначально было связано с дарами земли и моря, бытового мира вещей вокруг человека. В отличие от русской исторической живописи и парадного портрета, до конца XIX века натюрморт считался «низким» жанром и существовал главным образом как учебное упражнение.
Иван Фомич Хруцкий, белорусский и русский живописец, академик Императорской Академии художеств, вошел в историю искусств как мастер натюрморта. От небольших этюдов с парой предметов он перешел к крупным полотнам со сложной композицией. Из множества разнообразных овощей, плодов и цветов Иван Хруцкий использовал почти один и тот же набор предметов в разных ракурсах и освещении. Работы художника в других жанрах — пейзажной, портретной, интерьерной живописи — сохраняют тот же почерк, они полны четких линий, света и динамизма.
«Натюрморт. Цветы и фрукты» — пример классического натюрморта Ивана Хруцкого. В изящной плетеной корзине лежат спелые фрукты, символ изобилия природы. Пышный букет из летних цветов создает центр композиции, а ваза не в первый раз встречается на картинах художника. Крышка графина небрежно опрокинута рядом, добавляя ощущение мимолетности момента. Все предметы расположены примерно на одном уровне и хорошо освещены. Теплая гамма создает ощущение уюта, оттенки зеленого, оранжевого, красного и желтого повторяются в цветах и фруктах, это объединяет картину и делает ее законченным произведением.
Голландские художники золотого века окончательно оформили натюрморт в отдельный жанр живописи. В России представление о нем первоначально было связано с дарами земли и моря, бытового мира вещей вокруг человека. В отличие от русской исторической живописи и парадного портрета, до конца XIX века натюрморт считался «низким» жанром и существовал главным образом как учебное упражнение.
Иван Фомич Хруцкий, белорусский и русский живописец, академик Императорской Академии художеств, вошел в историю искусств как мастер натюрморта. От небольших этюдов с парой предметов он перешел к крупным полотнам со сложной композицией. Из множества разнообразных овощей, плодов и цветов Иван Хруцкий использовал почти один и тот же набор предметов в разных ракурсах и освещении. Работы художника в других жанрах — пейзажной, портретной, интерьерной живописи — сохраняют тот же почерк, они полны четких линий, света и динамизма.
«Натюрморт. Цветы и фрукты» — пример классического натюрморта Ивана Хруцкого. В изящной плетеной корзине лежат спелые фрукты, символ изобилия природы. Пышный букет из летних цветов создает центр композиции, а ваза не в первый раз встречается на картинах художника. Крышка графина небрежно опрокинута рядом, добавляя ощущение мимолетности момента. Все предметы расположены примерно на одном уровне и хорошо освещены. Теплая гамма создает ощущение уюта, оттенки зеленого, оранжевого, красного и желтого повторяются в цветах и фруктах, это объединяет картину и делает ее законченным произведением.