Цилиндр поэта долгое время хранился у Софьи Толстой-Есениной, внучки Льва Толстого и последней жены Сергея Есенина, которая активно помогала мужу в его издательских делах и стала одним из основателей музея поэта в Москве. В музейное собрание головной убор передала ее подруга Евгения Якубовская в 1979 году.
Этот цилиндр Есенин приобрел в 1919 году в Петрограде. Историю его появления подробно описал поэт Анатолий Мариенгоф в книге «Роман без вранья»: «На второй день в Петербурге пошел дождь. Мой пробор блестел, словно крышка рояля. Есенинская золотая голова побурела, а кудри свисали жалкими писарскими запятыми. Он был огорчен до последней степени. Бегали из магазина в магазин, умоляя продать нам „без ордера“ шляпу. В магазине, по счету десятом, краснощекий немец за кассой сказал: „Без ордера могу отпустить вам только цилиндры“. Мы, невероятно обрадованные, благодарно жали немцу пухлую руку. А через пять минут на Невском призрачные петербуржане вылупляли на нас глаза, „ирисники“ гоготали вслед, а пораженный милиционер потребовал документы. Вот правдивая история появления на свет легендарных и единственных в революции цилиндров, прославленных молвой и воспетых поэтами».
Заметный издалека цилиндр был для поэта не просто головным убором, а знаком его исключительности и символом успеха: «На площадке группа студентов подхватила Есенина на руки и стала его качать. Он взлетал вверх, держа на груди обеими руками цилиндр», — вспоминал поэт и мемуарист Матвей Ройзман.
Нередко цилиндр вызывал смех и непонимание у современников Есенина. В частности, Галина Бениславская, журналистка и друг поэта, писала: «Есенину цилиндр <…> как корове седло. Сам небольшого роста, на голове высокий цилиндр — комическая кинематографическая фигура».
Фигурирует цилиндр и в стихотворениях Есенина, став неизменным атрибутом его лирического героя — поэта-скандалиста. В «Исповеди хулигана», к примеру, есть такие строки: «Вы ль за жизнь его сердцем не индевели, // Когда босые ноги он в лужах осенних макал? // А теперь он ходит в цилиндре // И лакированных башмаках».
Также упоминания цилиндра встречаются в произведениях «Я обманывать себя не стану…» и «Черный человек».
Этот цилиндр Есенин приобрел в 1919 году в Петрограде. Историю его появления подробно описал поэт Анатолий Мариенгоф в книге «Роман без вранья»: «На второй день в Петербурге пошел дождь. Мой пробор блестел, словно крышка рояля. Есенинская золотая голова побурела, а кудри свисали жалкими писарскими запятыми. Он был огорчен до последней степени. Бегали из магазина в магазин, умоляя продать нам „без ордера“ шляпу. В магазине, по счету десятом, краснощекий немец за кассой сказал: „Без ордера могу отпустить вам только цилиндры“. Мы, невероятно обрадованные, благодарно жали немцу пухлую руку. А через пять минут на Невском призрачные петербуржане вылупляли на нас глаза, „ирисники“ гоготали вслед, а пораженный милиционер потребовал документы. Вот правдивая история появления на свет легендарных и единственных в революции цилиндров, прославленных молвой и воспетых поэтами».
Заметный издалека цилиндр был для поэта не просто головным убором, а знаком его исключительности и символом успеха: «На площадке группа студентов подхватила Есенина на руки и стала его качать. Он взлетал вверх, держа на груди обеими руками цилиндр», — вспоминал поэт и мемуарист Матвей Ройзман.
Нередко цилиндр вызывал смех и непонимание у современников Есенина. В частности, Галина Бениславская, журналистка и друг поэта, писала: «Есенину цилиндр <…> как корове седло. Сам небольшого роста, на голове высокий цилиндр — комическая кинематографическая фигура».
Фигурирует цилиндр и в стихотворениях Есенина, став неизменным атрибутом его лирического героя — поэта-скандалиста. В «Исповеди хулигана», к примеру, есть такие строки: «Вы ль за жизнь его сердцем не индевели, // Когда босые ноги он в лужах осенних макал? // А теперь он ходит в цилиндре // И лакированных башмаках».
Также упоминания цилиндра встречаются в произведениях «Я обманывать себя не стану…» и «Черный человек».