Чурило Пленкович
Время создания
1934
Размер
19,3x26,7x4,7 см
19,3х26,7х4,7 см
19,3х26,7х4,7 см
Техника
лаковая миниатюра
Выставка
0
Открыть в приложении#1
П.Д. Баженов
Чурило Пленкович
#11
#4
Павел Баженов стал первым учеником палехских миниатюристов, создавших «Артель древней живописи». Его приняли в группу в 1926 году. Сначала он копировал работы учителей — Ивана Голикова, Ивана Баканова, Дмитрия Буторина, — поэтому его ранние произведения были подражательными. Но именно благодаря копированию он воспринял лучшие черты традиционных для Палеха живописных приёмов и стал их достойным продолжателем.
#5
В миниатюре «Чурило Пленкович», созданной в 1934 году, художник уже проявил свою творческую зрелость. Он стал новатором, и первым среди палешан обратился к теме русских былин. Чурило Пленкович — герой одноимённой былины, этот персонаж разбойничал в округе Киева и разорял мужиков. Но прославился он не подвигами, а пышными нарядами и фееричными шествиями по улицам древнего Киева.
#6
Художник точно следовал литературному повествованию. Он ввел текст былины в миниатюру и создал сцену в соответствии с ним: «Где девушки глядят, заборы трещат, где молодушки глядят — оконницы звенят, а старые старухи костыли грызут, глядючи на молодца Чурилушку…». Автор последовательно изобразил, как народ высыпал на улицы, с треском ломая заборы, чтобы подивиться необычному виду разодетых парней. Особо примечательны старухи, грызущие костыли.
#7
В народном сознании образ Чурилы ассоциируется с образом петуха, распустившего хвост перед курицей. Это сравнение стало лейтмотивом композиции. Художник изобразил петуха перед жеманным Чурилой, чуть левее от него.
#8
Павел Баженов безупречно вывел ритмический рисунок на поверхности шкатулки. Он был прекрасным рисовальщиком, и поэтому предпочитал графический стиль письма (когда о любом художнике говорят «прекрасный рисовальщик», то имеют в виду, что мастер умело работает именно с линией и штрихом. Если бы графика была черно-белой или сделана простым карандашом на бумаге, без цветных окрашиваний, она все равно сохранила бы красоту орнаментов на костюмах, изящность башенок и лесенок, выразительность лиц). Павел Баженов виртуозно вывел изгибы фигур и ажурные архитектурные детали. Он проявил себя как новатор и в манере лично́го письма — художник передал объёмы лица и рук с помощью светотеневой моделировки, выделяя графикой детали. В орнаментальности композиции ощутимо влияние восточной миниатюры.
#9
Но нельзя оставлять без внимания и работу художника с цветом. Мастер создал удивительный светло- серебристый колорит, включив в него множество ярко-красных деталей. Красный со всеми его оттенками — любимый цвет Павла Баженова. В этой работе он сумел уравновесить цветовые массы так, чтобы получить праздничный, и при этом не кричащий цветовой строй. Такая гамма миниатюры соответствует лёгкому юмористическому содержанию былины.
#10
К сожалению, Павел Баженов ушел из жизни в молодом возрасте. Он жил с 1904 по 1941 годы, и погиб в первый год Великой Отечественной войны, когда его талант уже проявляся в полную силу.
#12
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Чурило Пленкович
Время создания
1934
Размер
19,3x26,7x4,7 см
19,3х26,7х4,7 см
19,3х26,7х4,7 см
Техника
лаковая миниатюра
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться