Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство Палеха»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Христос перед Пилатом

Время создания
третья четверть XIX века
Размер
72x63,3x2,7 см
72х63,3х2,7 см
Техника
темперная живопись
1
Открыть в приложении
#1
Мастерская Софоновых в Палехе
Христос перед Пилатом
#2

Икона

#4
Восьмигранная икона «Христос перед Пилатом. Сцена из Евангелия от Иоанна» создана в третьей четверти XIX века. Её выполнили в иконописной мастерской Софоновых. Эти мастера создавали большие циклы иконостасов по всей стране (иконостасом называют перегородку между алтарем и остальным храмом — на этой перегородке помещают композицию из множества икон). Работа «Христос перед Пилатом» тоже стала частью иконостаса.
#5
Мастера написали характерную для Палеха сложную многофигурную композицию. Сюжет работы иллюстрирует 19 главу Евангелия от Иоанна. В верхней части Софоновы изобразили сцену с Христом перед прокуратором Пилатом: эта встреча описана в 11 стихе. Внизу стоят первосвященники и служители: это действие происходит по сюжету 7 стиха. Но вместо Христа в терновом венце в нижней сцене изображён Варавва в темнице — что соответствует скорее 15-й главе Евангелия от Марка, либо 23-й главе в Евангелии от Луки. Считается, что иконографию «Христос перед Пилатом» палехские мастера заимствовали из европейских гравюр.
#6
Стилистика работы соответствует «подстаринному» письму. Оно стало особенно популярно во второй половине XIX века, им занимались именно в софоновской мастерской. В основном этот стиль сводился к возвращению традиций старой иконописи, «под старину». Мастера намеренно отказывались от излишней реалистичности, фон становился более плоским, рисунок — графическим и строгим.
#7
В иконе «Христос перед Пилатом» софоновские мастера использовали довольно жесткую живописную манеру, полную контрастов цвета и светотени. Для этого они сильно разбеляли цвета (что тоже характерно для палехских икон второй половины XIX века). Объёмы фигур подчёркнуты пробела́ми в тон основному цвету. Самые светлые места подведены тонкой белой полосой. Ткани свободно ниспадают с фигур, сложный ритм их движения добавляет композиции нужную динамику. Глубину складок мастера передали сгущениями цвета и темными линиями разной толщины.
#8
При общей контрастности иконы, лично́е письмо осталось мягким. Поверх зеленовато-коричневого санки́ря (так в иконописи называется первый слой цвета на лицах и руках святых) положены слои охры со слабой подрумянкой. Мастера создали их без резких высветлений. Губы святых едва-едва затронуты киноварно-красными оттенками. Художники нанесли легчайшие белильные штрихи на лбы, кончики носов и в уголки глаз героев.
#9
Искусствовед Анатолий Бакушинский рассказывал, что колорит палехского «подстаринного» письма был довольно сдержанным. Во многом он родился из подражания потемневшим от времени фрескам московских соборов и древних монастырей. Софоновская мастерская с чувством меры применяла и золото в фонах и пробела́х. На этой иконе золотым ассистом (то есть, штрихами сусального золота) украшены оплечья и опуши на одеждах. Золотые орнаменты также разместились на одеждах Христа и Понтия Пилата, на скатерти, занавесях, сидении прокуратора.
#10
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Христос перед Пилатом

Время создания
третья четверть XIX века
Размер
72x63,3x2,7 см
72х63,3х2,7 см
Техника
темперная живопись
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%