Христос перед Пилатом
Время создания
третья четверть XIX века
Размер
72x63,3x2,7 см
72х63,3х2,7 см
72х63,3х2,7 см
Техника
темперная живопись
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Мастерская Софоновых в Палехе
Христос перед Пилатом
#2
#4
Восьмигранная икона «Христос перед Пилатом. Сцена из Евангелия от Иоанна» создана в третьей четверти XIX века. Её выполнили в иконописной мастерской Софоновых. Эти мастера создавали большие циклы иконостасов по всей стране (иконостасом называют перегородку между алтарем и остальным храмом — на этой перегородке помещают композицию из множества икон). Работа «Христос перед Пилатом» тоже стала частью иконостаса.
#5
Мастера написали характерную для Палеха сложную многофигурную композицию. Сюжет работы иллюстрирует 19 главу Евангелия от Иоанна. В верхней части Софоновы изобразили сцену с Христом перед прокуратором Пилатом: эта встреча описана в 11 стихе. Внизу стоят первосвященники и служители: это действие происходит по сюжету 7 стиха. Но вместо Христа в терновом венце в нижней сцене изображён Варавва в темнице — что соответствует скорее 15-й главе Евангелия от Марка, либо 23-й главе в Евангелии от Луки. Считается, что иконографию «Христос перед Пилатом» палехские мастера заимствовали из европейских гравюр.
#6
Стилистика работы соответствует «подстаринному» письму. Оно стало особенно популярно во второй половине XIX века, им занимались именно в софоновской мастерской. В основном этот стиль сводился к возвращению традиций старой иконописи, «под старину». Мастера намеренно отказывались от излишней реалистичности, фон становился более плоским, рисунок — графическим и строгим.
#7
В иконе «Христос перед Пилатом» софоновские мастера использовали довольно жесткую живописную манеру, полную контрастов цвета и светотени. Для этого они сильно разбеляли цвета (что тоже характерно для палехских икон второй половины XIX века). Объёмы фигур подчёркнуты пробела́ми в тон основному цвету. Самые светлые места подведены тонкой белой полосой. Ткани свободно ниспадают с фигур, сложный ритм их движения добавляет композиции нужную динамику. Глубину складок мастера передали сгущениями цвета и темными линиями разной толщины.
#8
При общей контрастности иконы, лично́е письмо осталось мягким. Поверх зеленовато-коричневого санки́ря (так в иконописи называется первый слой цвета на лицах и руках святых) положены слои охры со слабой подрумянкой. Мастера создали их без резких высветлений. Губы святых едва-едва затронуты киноварно-красными оттенками. Художники нанесли легчайшие белильные штрихи на лбы, кончики носов и в уголки глаз героев.
#9
Искусствовед Анатолий Бакушинский рассказывал, что колорит палехского «подстаринного» письма был довольно сдержанным. Во многом он родился из подражания потемневшим от времени фрескам московских соборов и древних монастырей. Софоновская мастерская с чувством меры применяла и золото в фонах и пробела́х. На этой иконе золотым ассистом (то есть, штрихами сусального золота) украшены оплечья и опуши на одеждах. Золотые орнаменты также разместились на одеждах Христа и Понтия Пилата, на скатерти, занавесях, сидении прокуратора.
#10
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Христос перед Пилатом
Время создания
третья четверть XIX века
Размер
72x63,3x2,7 см
72х63,3х2,7 см
72х63,3х2,7 см
Техника
темперная живопись
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться