1 / 3
Акафист Спасителю
Время создания
1770-е
Размер
128х90,5 см
Техника
темперная живопись
Выставка
7
Открыть в приложении#6
Акафист Спасителю
#13
#5
Икона «Акафист Спасителю» считается ярчайшим образцом палехского стиля. Она была создана в 1770-е годы. Ее написали для иконостаса Казанского придела Крестовоздвиженского храма. Сам храм открыли и освятили в 1774 году.
#7
Автор произведения неизвестен, но давнее предание гласит, что икону создали «личник» Иван Балякин и «платьечник» Никита Буторин. В Палехе часто с одной иконой работали несколько мастеров. Один писал одежды, платье — поэтому его звали «платьичником». Другой выполнял открытые части тела и лики святых — отсюда пошло название «личник».
#8
Палехские мастера свободно наметили причудливые формы иконописных горок, необычные растения, архитектурные шпили и башенки. Линии в иконе выглядят изменчивыми: они то ярко прописаны, то почти растворяются в белом фоне.
#9
Свободно, верными ударами кисти палехский мастер наносил детали орнамента, пробела́ лещадок, движки. При обилии деталей авторы сумели не перегрузить композицию. Все элементы правильно взаимодействуют с общим фоном, в разной степени погружаясь в него. Художникам удалось показать близость и отдаленность предметов в глубине пространства.
#10
В центре иконы расположился средник, созданный во второй половине XVI века. Это образ Спаса Нерукотворного в басменном окладе. Его привезли в Палех из Великого Устюга. Чтобы средник не смотрелся чужеродным, палехские мастера написали окружающие его клейма в схожем живописном стиле. «Клеймами» в иконописи называются небольшие самостоятельные сюжеты вокруг центральной части. Также, живописцы ввели в общую композицию историю самого Спаса Нерукотворного: предание гласит, что первый лик Христа появился на ткани не благодаря стараниям художника, а чудесным образом. Считается, что Спаситель умыл лицо водой и обтер его убрусом (полотенцем), на котором и отпечатался образ по Его подобию. Этот образ стал первой в истории иконой. Предание описывают три клейма сразу под средником: «Приложение Святого Убруса к лику Христа», «Установление Святого Убруса над городскими воротами» и «Перенесение Святого Убруса».
#11
Вокруг центральной композиции написаны ещё 25 клейм. Они иллюстрируют 25 стихов Акафиста Иисусу Сладчайшему. Акафистом называют жанр церковного песнопения, в котором воздается хвала Господу Богу, Богородице или какому-либо святому. Они посвящены основным этапам земного пути Спасителя. В них раскрыты сюжеты «Сошествие Христа во ад», «Исцеление глухого косноязычного», «Воскрешение сына наинской вдовы» и другие.
#12
Икону «Акафист Спасителю» считают эталоном палехского стиля. Её называют настоящим шедевром художественных традиций Палеха, и по праву относят к лучшим образцам русской религиозной живописи. Сложные архитектурные декорации с белильными узорами и высокие горки с мягкими изгибами стали визитной карточкой традиционной палехской иконы.
#14
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Акафист Спасителю
Время создания
1770-е
Размер
128х90,5 см
Техника
темперная живопись
Выставка
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться