Эти царские врата созданы в XVI–XVII веках. Царские врата — обязательная принадлежность православного храма. Они служат главным входом в алтарь и занимают центральное место в алтарной преграде или иконостасе. Врата называются царскими, потому что во время богослужения сквозь них проходит Царь Славы — Иисус Христос. Символы Христа — Святые Дары причастия, которые выносит священник из алтаря. Иногда Царские врата называют Святыми или «райскими», поскольку алтарь храма в христианской традиции воспринимается как символический образ рая.
Представленные здесь Царские врата находились раньше в Троицком монастыре в Муроме. На них сохранилось несколько слоев живописи. В основе лежит слой, сделанный в XVI веке. Он сохранился фрагментарно. На протяжении всего XVII столетия живопись на вратах регулярно обновлялась. Ко второй половине XVII столетия можно отнести серебряные венцы и пластины с гравировкой, которые закрывают фоны клейм.
В Византии были наиболее распространены Царские врата с изображением Благовещения. Царские врата русских иконостасов делятся на два основных типа. Первые изображают святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, вторые — четырех евангелистов.
Изображение Благовещения на алтарных вратах имеет глубокий догматический и литургический смысл. Благовещение считается моментом Воплощения Бога от Девы Марии. В христианской традиции для этого события используется термин «затворенная дверь», сквозь которую, по пророчеству Иезекииля, проходит один Господь. Благовещение воспринимается как начало спасения человеческого рода, которому послужила Богоматерь. Она открыла людям райские врата, закрытые после грехопадения прародителей Адама и Евы. Тема благой вести о спасении человечества получила развитие в помещавшихся на Царских вратах изображениях четырех благовестителей-евангелистов.
Царские врата Муромского музея принадлежат ко второму типу, который был широко распространен в XVI–XVII веках. У них фигурное многолопастное навершие. На нем изображена традиционная сцена Благовещения. Внизу нарисованы евангелисты за работой. На левой створке иконописец запечатлел Иоанна Богослова, Прохора и Луку. На правой — апостолов Матфея и Марка.
Представленные здесь Царские врата находились раньше в Троицком монастыре в Муроме. На них сохранилось несколько слоев живописи. В основе лежит слой, сделанный в XVI веке. Он сохранился фрагментарно. На протяжении всего XVII столетия живопись на вратах регулярно обновлялась. Ко второй половине XVII столетия можно отнести серебряные венцы и пластины с гравировкой, которые закрывают фоны клейм.
В Византии были наиболее распространены Царские врата с изображением Благовещения. Царские врата русских иконостасов делятся на два основных типа. Первые изображают святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, вторые — четырех евангелистов.
Изображение Благовещения на алтарных вратах имеет глубокий догматический и литургический смысл. Благовещение считается моментом Воплощения Бога от Девы Марии. В христианской традиции для этого события используется термин «затворенная дверь», сквозь которую, по пророчеству Иезекииля, проходит один Господь. Благовещение воспринимается как начало спасения человеческого рода, которому послужила Богоматерь. Она открыла людям райские врата, закрытые после грехопадения прародителей Адама и Евы. Тема благой вести о спасении человечества получила развитие в помещавшихся на Царских вратах изображениях четырех благовестителей-евангелистов.
Царские врата Муромского музея принадлежат ко второму типу, который был широко распространен в XVI–XVII веках. У них фигурное многолопастное навершие. На нем изображена традиционная сцена Благовещения. Внизу нарисованы евангелисты за работой. На левой створке иконописец запечатлел Иоанна Богослова, Прохора и Луку. На правой — апостолов Матфея и Марка.