Комплекс художественных стальных изделий тульских мастеров — гордость любого музейного собрания. Искусство тульских оружейников в России давно стало синонимом непревзойденного мастерства — блестящего сочетания оригинальности конструкции, высокого технического качества обработки металла и красоты художественного оформления изделий.
Виртуозная работа по стали и стремление добиться максимального совершенства в отделке оружия и предметов светского характера тульскими «златокузнецами» обусловили возникновение чрезвычайно своеобразного и интересного направления в русском декоративном искусстве XVIII–XIX веков. Известность к тульским мастерам пришла еще XVI веке, когда кузнецы, жившие в слободе, исполняли государственные заказы на изготовление пищалей и самопалов. В 1712 году по указу Петра I здесь был открыт оружейный завод, и со временем Тула стала центром русского оружейного производства.
В начале XVIII века, помимо выполнения заказов на оружие, мастера были заняты изготовлением бытовых предметов, что способствовало развитию в Туле различных промыслов. Временем наивысшего расцвета промысла тульских оружейников считается вторая половина XVIII века, когда возникло такое явление, как тульская художественная сталь. Несомненно, в государственные интересы входило прежде всего развитие оружейной промышленности, но бытовые, или «партикулярные», как их называли в XVIII веке, изделия представляли художественную ценность и удивляли европейцев своей необычностью, изяществом и тонкостью работы.
В начале XIX века в связи с войнами 1805–1815 годов тульским оружейникам запрещалось изготовление партикулярных предметов. А когда в 1824 году оружейникам вновь разрешили частную работу, искусство художественной обработки стали было утрачено.
К тульской художественной стали относится и чернильный прибор в виде глобуса на тонкой ножке — предмет тульской полированной стали, украшение письменного стола русской аристократии. Его верхняя часть представляет собой спрятанные внутри глобуса (который раскрывается при нажатии специальной пружины) чернильницу и песочницу. В нижней части на подставке выгравирован календарь. При вращении ножки числа выстраиваются по дням недели, позволяя заглянуть в прошлое или будущее.