Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Монастыри Каргополья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Чернильница подвесная

Время создания
XVII–XVIII века
Место создания
Российская империя
Размер
5x5,4x3 см
Техника
медь, литье, гравировка
0
Открыть в приложении
#1

История чернил и чернильниц сопоставима по древности со временем изобретения папируса и пергамента. Наиболее древние чернила, обнаруженные при раскопках Геркуланума, состояли из смеси сажи и масла.

Сосудами для них в разные века служили самые разнообразные предметы: полые рога, закрепленные в отверстии столешницы, плошки, аптечные склянки. Но часто чернильницы изготавливались целенаправленно и представляли собой настоящие произведения искусства. Над их дизайном работали художники и литейщики, скульпторы и ювелиры, создававшие всевозможные формы баночек, флаконов и пузырьков. Позднее проблема надежного закупоривания чернильниц стала столь насущной, что на ее решения выдавали патенты.

Настольные писчие приборы служили не только для канцелярских нужд, но и для украшения интерьера: в состав набора, помимо пера, чернильницы и песочницы, входили пресс-бювары, сургучные печати, ножи для бумаги и очинки перьев, подсвечники и другие предметы. Дорожные наборы помещались в плотно закрывавшийся ящичек.

Представленный образец относится к «походным»: сосуд крепился за «ушки» цепочкой к поясу, и писец или священник мог носить чернила с собой, оставляя руки свободными. Система крепления мешала чернильнице перевернуться. Сам же компактный сосуд можно было при необходимости просто держать на ладони.

Для изготовления подвесных чернильниц использовали серебро, бронзу или, как в данном случае, медный сплав.

Чернильница декорирована в «зверином стиле», который был популярен в России в XVI–XVII веках. Изображение битвы льва и единорога также было довольно распространенным. «Львом» условно назван грифон — гибрид льва и орла, символ быстроты и силы, по некоторым поверьям, охранявший клады. В мифологических сюжетах он выступал, как и слон, извечным противником единорога.

Единорог, символ чистоты и непорочности, занимает важное место в христианской символике, одновременно выступая эмблемой Богородицы и Христа. Рог согласно религиозным трактовкам означает орудие отпущения грехов Спасителем.

Растительные мотивы (изогнутые побеги, тюльпановидные цветы, розетки с пятью лепестками), наравне с зооморфными и антропоморфными, характерны для русского искусства XVII–XVIII веков. Их активно использовали не только литейщики, но и художники по дереву, слюде и лубку.
#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Чернильница подвесная

Время создания
XVII–XVIII века
Место создания
Российская империя
Размер
5x5,4x3 см
Техника
медь, литье, гравировка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%