В экспозиции Самарского областного художественного музея представлен изящный японский чайник Банко с иероглифической печатью, который предназначался для заварки лекарственных трав.
Богатый купец и любитель-гончар Нуманами Годзаэмон (1718–1777) считается отцом знаменитой керамики Банко. Название «Банко» буквально значит «десять тысяч древних». В мастерской Годзаэмона изготовлялся тонкий кремовый фаянс. В декоре предметов этой мастерской часто встречались ромбовидные узоры, изображения цветов, пейзажей и мифических персонажей. Сочетание глазурованной и неглазурованной поверхностей делали керамику необычной по фактуре и цвету. Годзаэмон использовал простые керамические фоны и украшал их яркими эмалями и глазурями «по китайским рецептам». Годзаэмон долго хранил секрет того, как его глазури становились такими яркими и каким образом он сочетал разнофактурные поверхности. После смерти Годзаэмона его внук продал записи с рецептами и описаниями техник гончару Мори Юсэцу (1808–1882), который смог популяризировать керамику Банко. Настоящая известность к керамике Банко пришла уже во второй половине XIX века.
Потомки Юсэцу разработали метод формовки изделий в многообразных формах. Это позволяло получать рельефные — выпуклые или врезанные — узоры как с внутренней стороны изделий, так и на наружной их стороне. Искуснейшее моделирование форм сосуда вместе с тончайшим, изящно выполненным декором — отличительные особенности изделий Банко.
По-японски заварочный чайник называется «кюсу». Чайник, представленный в экспозиции, имеет форму неправильного цилиндра — бочонка, на одной стороне которого расположена петлеобразная ручка, а на другой — короткий носик. «Пуговка» или «кнопка» на крышке — это самая маленькая деталь на чайнике, которая выполнена в форме цветка лотоса. Лотос — это символ чистоты и совершенства, поскольку он произрастает в иле и грязи, но сам всегда остается чистым. Вся поверхность чайника покрыта бирюзовой глазурью; на тулове с двух сторон можно увидеть рельефные изображения ветки бамбука и цветка сливы. Слива и бамбук еще с древних времен символизируют у народов Китая, Кореи и Японии долголетие и стойкость.
Богатый купец и любитель-гончар Нуманами Годзаэмон (1718–1777) считается отцом знаменитой керамики Банко. Название «Банко» буквально значит «десять тысяч древних». В мастерской Годзаэмона изготовлялся тонкий кремовый фаянс. В декоре предметов этой мастерской часто встречались ромбовидные узоры, изображения цветов, пейзажей и мифических персонажей. Сочетание глазурованной и неглазурованной поверхностей делали керамику необычной по фактуре и цвету. Годзаэмон использовал простые керамические фоны и украшал их яркими эмалями и глазурями «по китайским рецептам». Годзаэмон долго хранил секрет того, как его глазури становились такими яркими и каким образом он сочетал разнофактурные поверхности. После смерти Годзаэмона его внук продал записи с рецептами и описаниями техник гончару Мори Юсэцу (1808–1882), который смог популяризировать керамику Банко. Настоящая известность к керамике Банко пришла уже во второй половине XIX века.
Потомки Юсэцу разработали метод формовки изделий в многообразных формах. Это позволяло получать рельефные — выпуклые или врезанные — узоры как с внутренней стороны изделий, так и на наружной их стороне. Искуснейшее моделирование форм сосуда вместе с тончайшим, изящно выполненным декором — отличительные особенности изделий Банко.
По-японски заварочный чайник называется «кюсу». Чайник, представленный в экспозиции, имеет форму неправильного цилиндра — бочонка, на одной стороне которого расположена петлеобразная ручка, а на другой — короткий носик. «Пуговка» или «кнопка» на крышке — это самая маленькая деталь на чайнике, которая выполнена в форме цветка лотоса. Лотос — это символ чистоты и совершенства, поскольку он произрастает в иле и грязи, но сам всегда остается чистым. Вся поверхность чайника покрыта бирюзовой глазурью; на тулове с двух сторон можно увидеть рельефные изображения ветки бамбука и цветка сливы. Слива и бамбук еще с древних времен символизируют у народов Китая, Кореи и Японии долголетие и стойкость.