Лаковое искусство зародилось в Китае несколько тысяч лет назад. Европу с восточными лаками познакомили голландские купцы в XVI веке. Европейские мастера, очарованные искусными китайскими изделиями, начали открывать собственные мануфактуры по производству предметов с лаковой росписью и придумали свою упрощенную технологию.
В России о восточных лаках узнали в XVII веке, а собственная история миниатюры началась с фабрики купца Петра Коробова: он открыл производство в подмосковном селе Данилкове в конце XVIII века. Первоначально его работники создавали лакированные козырьки для киверов русских солдат (кивер — военный головной убор в форме цилиндра с плоским верхом, козырьком и подбородным ремешком).
Чтобы расширить свое дело, Коробов ввел в ассортимент модные тогда табакерки и шкатулки, а в 1790-е годы привез из Брауншвейга нескольких специалистов немецкой фабрики Йоханна Генриха Штобвассера — лучшего лакового производства Европы. Русские мастера успешно обучились немецкой технологии и при этом добавили в ассортимент новые виды товаров и росписей.
После смерти Петра Коробова фабрика перешла к его дочери, а затем к зятю — Петру Лукутину. При нем и при его сыне Александре мануфактура достигла своего расцвета. Уровень лукутинских изделий XIX века до сих пор считается эталонным.
В собрании музея хранится изящная табакерка, созданная на фабрике Лукутиных в середине XIX века. Работы этого периода отличались академической тщательностью живописи: большим вниманием к правильности пропорций рисунка, гармонично выстроенными композициями и виртуозной работой с цветом. Также изделия того времени славились единством миниатюрной росписи с формой самого предмета и его поверхностью.
Особенное внимание мастера уделяли декоративному оформлению. В середине XIX века художники расписывали шкатулки «под слоновую кость», «под малахит», «под бересту». В этом изделии внутренняя поверхность расписана «под черепашку».
В России о восточных лаках узнали в XVII веке, а собственная история миниатюры началась с фабрики купца Петра Коробова: он открыл производство в подмосковном селе Данилкове в конце XVIII века. Первоначально его работники создавали лакированные козырьки для киверов русских солдат (кивер — военный головной убор в форме цилиндра с плоским верхом, козырьком и подбородным ремешком).
Чтобы расширить свое дело, Коробов ввел в ассортимент модные тогда табакерки и шкатулки, а в 1790-е годы привез из Брауншвейга нескольких специалистов немецкой фабрики Йоханна Генриха Штобвассера — лучшего лакового производства Европы. Русские мастера успешно обучились немецкой технологии и при этом добавили в ассортимент новые виды товаров и росписей.
После смерти Петра Коробова фабрика перешла к его дочери, а затем к зятю — Петру Лукутину. При нем и при его сыне Александре мануфактура достигла своего расцвета. Уровень лукутинских изделий XIX века до сих пор считается эталонным.
В собрании музея хранится изящная табакерка, созданная на фабрике Лукутиных в середине XIX века. Работы этого периода отличались академической тщательностью живописи: большим вниманием к правильности пропорций рисунка, гармонично выстроенными композициями и виртуозной работой с цветом. Также изделия того времени славились единством миниатюрной росписи с формой самого предмета и его поверхностью.
Особенное внимание мастера уделяли декоративному оформлению. В середине XIX века художники расписывали шкатулки «под слоновую кость», «под малахит», «под бересту». В этом изделии внутренняя поверхность расписана «под черепашку».
Такую роспись обычно создают коричневыми красками по светло-желтому грунту: коричневые разводы мягко вводят в грунт, чтобы имитировать рисунок черепаховой кости. Мода на такую имитацию возникла потому, что изделия из панциря черепахи были очень дорогими.
Европейское влияние на русские лаки оставалось существенным до 1830–40-х годов, но в середине XIX века стало постепенно снижаться. Появились полюбившиеся русской публике народные сюжеты: запряженные тройки лошадей, сцены чаепития, исторические события. Русские мастера творчески воспринимали мировой опыт и интерпретировали его, придавая изделиям национальное своеобразие.
Европейское влияние на русские лаки оставалось существенным до 1830–40-х годов, но в середине XIX века стало постепенно снижаться. Появились полюбившиеся русской публике народные сюжеты: запряженные тройки лошадей, сцены чаепития, исторические события. Русские мастера творчески воспринимали мировой опыт и интерпретировали его, придавая изделиям национальное своеобразие.