XVIII столетие нередко называют золотым веком европейского часового производства. Во всех крупных странах Европы работали выдающиеся часовщики и бронзовщики, занимавшиеся изготовлением настенных, каминных, консольных, напольных часов. К началу XIX века часы являлись неотъемлемой частью богатого интерьера, внося особый шарм во внутреннее убранство королевского дворца, резиденции или дворянской усадьбы и оживляя дом своим размеренным тиканьем и мелодичным звоном. В оформлении корпусов находили отражение разные художественные стили.
Термин «каминные часы» родом из Англии, однако благодаря покровительству французских монархов наибольшую популярность они приобрели во Франции. Часовщики двора считались привилегированной кастой, работавшей под эгидой самого короля.
Представленные в экспозиции музея каминные часы работы французского мастера Жана-Антуана Лепина — прекрасный образец декоративно-прикладного искусства. Корпус украшен бронзовой скульптурной композицией, изображающей женщину с ребёнком и стоящую за её спиной арфу. Фронтальная часть постамента декорирована рельефом с тем же сюжетом: мать, сидящая возле колыбели и прижимающая к груди младенца. Центральный медальон окружён орнаментом из стилизованных пальметт, листьев аканта, переплетений лент, а также профильными портретами, символизирующими Наполеона Бонапарта и Марию-Луизу.
Тема для фигурной пластики выбрана не случайно — женитьба в 1810 году находившегося на пике славы и могущества императора и появление на свет его наследника вызвали громкий политический резонанс и нашли отражение в искусстве. Зародившийся в последние годы XVIII столетия художественный стиль ампир (от французского empire — «империя») стал значительным явлением для культуры Франции первой трети XIX века.
Для формирования ампира показательны слова французского императора, который заявлял, что любит власть «как художник» и способен извлекать из нее «звуки, аккорды, гармонию». Стиль послужил обрамлением культа Наполеона, стал олицетворением его политического могущества и военной славы. Возродившийся интерес к наследию Древнего Рима соотносился с завоеваниями в области политики и культуры нового Цезаря.
Часы эпохи, как и мебель, выделялись монументальностью форм, массивностью и строгостью, что отличало их от работ XVIII столетия. В декоре доминировала тема античности: так, на представленных часах Мария-Луиза изображена в тунике, скреплённой на плечах аграфами.
Один из наиболее известных французских часовщиков и хорологов Жан-Антуан Лепин работал в Париже по заказам Людовика XV, Людовика XVI, Наполеона Бонапарта и членов его семьи. Мастер внёс значительный вклад в развитие часового искусства, в том числе придумал, как «разбить» на части платины, на основе которых собирались механизмы в карманных часах, и сделать несколько мостов — по одному на одно или несколько колёс. Это изобретение упростило сборку и ремонт карманных часов и позволило сделать их более тонкими. Калибр плоских карманных часов получил название в честь изобретателя.
Термин «каминные часы» родом из Англии, однако благодаря покровительству французских монархов наибольшую популярность они приобрели во Франции. Часовщики двора считались привилегированной кастой, работавшей под эгидой самого короля.
Представленные в экспозиции музея каминные часы работы французского мастера Жана-Антуана Лепина — прекрасный образец декоративно-прикладного искусства. Корпус украшен бронзовой скульптурной композицией, изображающей женщину с ребёнком и стоящую за её спиной арфу. Фронтальная часть постамента декорирована рельефом с тем же сюжетом: мать, сидящая возле колыбели и прижимающая к груди младенца. Центральный медальон окружён орнаментом из стилизованных пальметт, листьев аканта, переплетений лент, а также профильными портретами, символизирующими Наполеона Бонапарта и Марию-Луизу.
Тема для фигурной пластики выбрана не случайно — женитьба в 1810 году находившегося на пике славы и могущества императора и появление на свет его наследника вызвали громкий политический резонанс и нашли отражение в искусстве. Зародившийся в последние годы XVIII столетия художественный стиль ампир (от французского empire — «империя») стал значительным явлением для культуры Франции первой трети XIX века.
Для формирования ампира показательны слова французского императора, который заявлял, что любит власть «как художник» и способен извлекать из нее «звуки, аккорды, гармонию». Стиль послужил обрамлением культа Наполеона, стал олицетворением его политического могущества и военной славы. Возродившийся интерес к наследию Древнего Рима соотносился с завоеваниями в области политики и культуры нового Цезаря.
Часы эпохи, как и мебель, выделялись монументальностью форм, массивностью и строгостью, что отличало их от работ XVIII столетия. В декоре доминировала тема античности: так, на представленных часах Мария-Луиза изображена в тунике, скреплённой на плечах аграфами.
Один из наиболее известных французских часовщиков и хорологов Жан-Антуан Лепин работал в Париже по заказам Людовика XV, Людовика XVI, Наполеона Бонапарта и членов его семьи. Мастер внёс значительный вклад в развитие часового искусства, в том числе придумал, как «разбить» на части платины, на основе которых собирались механизмы в карманных часах, и сделать несколько мостов — по одному на одно или несколько колёс. Это изобретение упростило сборку и ремонт карманных часов и позволило сделать их более тонкими. Калибр плоских карманных часов получил название в честь изобретателя.