Тронное кресло — яркий образец парадного «дворцового» ампира, столь любимого русским и французским дворянством. Тяжелое вызолоченное кресло с простыми, понятными геометрическими формами и пропорциями выполнено в «древнеримском» стиле — каким его представляли в XIX веке, разумеется.
Круглую вставку на спинке окаймляет резная позолоченная лавровая гирлянда — знак императорской власти, символ победителей. Другие атрибуты: гербы, короны, обивка «царского оттенка» и прочее — также указывают на то, что кресло предназначалось императору.
Специалисты предполагают, что этот выдающийся образец мебели по заказу московских властей сделали для Александра I. Подарок самодержцу должны были вручить во время его визита в столицу в 1817-м, когда в Москве проходили торжества по случаю пятилетнего юбилея избавления от наполеоновских захватчиков. Трон призван был стать символическим напоминанием о великой победе России, а также о возрождении практически уничтоженной древнейшей русской столицы.
Любопытно, что для мастеров-мебельщиков источниками вдохновения служили тронные кресла самого Наполеона Бонапарта, изготовленные в 1804 году по эскизам декораторов Шарля Персье и Пьера Фонтена. Император Александр поддерживал связь с французскими декораторами посредством переписки и даже в 1809 получил от них из Франции подготовленные специально для него эскизы зданий и памятников времен правления Бонапарта. А когда в 1814-м на парижские мостовые ступили сапоги союзников, Фонтен, опять же по просьбе российского императора, оформлял площадь Согласия к торжественному молебну в честь дня Воскресения Господня.
Но вернемся к трону. Некоторые художественные приемы, использованные при его создании, дают возможность думать, что к созданию проекта кресла приложил руку зодчий Огюст Монферран. Когда-то он постигал тонкости ампира в мастерской Персье и Фонтена, а затем, в 1816-м поставил свои таланты на службу России.
Именно Монферран мог использовать в качестве образца тронного кресла для российского императора трон Наполеона. Вероятно, сделано это было для того, чтобы еще раз символически подчеркнуть не только идею власти, но и идею победы русского императора над французским, одержанную в великой войне 1812 года.
Круглую вставку на спинке окаймляет резная позолоченная лавровая гирлянда — знак императорской власти, символ победителей. Другие атрибуты: гербы, короны, обивка «царского оттенка» и прочее — также указывают на то, что кресло предназначалось императору.
Специалисты предполагают, что этот выдающийся образец мебели по заказу московских властей сделали для Александра I. Подарок самодержцу должны были вручить во время его визита в столицу в 1817-м, когда в Москве проходили торжества по случаю пятилетнего юбилея избавления от наполеоновских захватчиков. Трон призван был стать символическим напоминанием о великой победе России, а также о возрождении практически уничтоженной древнейшей русской столицы.
Любопытно, что для мастеров-мебельщиков источниками вдохновения служили тронные кресла самого Наполеона Бонапарта, изготовленные в 1804 году по эскизам декораторов Шарля Персье и Пьера Фонтена. Император Александр поддерживал связь с французскими декораторами посредством переписки и даже в 1809 получил от них из Франции подготовленные специально для него эскизы зданий и памятников времен правления Бонапарта. А когда в 1814-м на парижские мостовые ступили сапоги союзников, Фонтен, опять же по просьбе российского императора, оформлял площадь Согласия к торжественному молебну в честь дня Воскресения Господня.
Но вернемся к трону. Некоторые художественные приемы, использованные при его создании, дают возможность думать, что к созданию проекта кресла приложил руку зодчий Огюст Монферран. Когда-то он постигал тонкости ампира в мастерской Персье и Фонтена, а затем, в 1816-м поставил свои таланты на службу России.
Именно Монферран мог использовать в качестве образца тронного кресла для российского императора трон Наполеона. Вероятно, сделано это было для того, чтобы еще раз символически подчеркнуть не только идею власти, но и идею победы русского императора над французским, одержанную в великой войне 1812 года.