Еще со времен императора Петра I российские монархи мечтали о создании отечественного фарфора. Поначалу все предпринимаемые попытки наладить его производство при помощи приглашенных иностранных мастеров заканчивались неудачно.
В 1744 году императрица Елизавета Петровна своим указом повелела основать недалеко от Петербурга Невскую порцелиновую мануфактуру с участием очередного приглашенного иностранца. В качестве помощника направили горного инженера, химика Дмитрия Ивановича Виноградова (1720–1758), который к тому времени закончил обучение в одном из университетов Германии.
При этом именно Виноградову, а не приглашенному иностранцу принадлежит честь открытия отечественного фарфора. Русский мастер создал лабораторию, где из отечественных ископаемых разрабатывались составы фарфоровой массы, красок, глазурей и способов золочения. При мастерской построили специальную печь для обжига. К 1747 году Виноградову удалось получить первые качественные образцы. В 1765-м, в период царствования Екатерины II, мануфактура стала именоваться Императорским фарфоровым заводом.
Золоченая чашка в стиле ампир с портретом графа Аракчеева является ярким примером фарфора, который создавали на Императорском фарфоровом заводе в первой четверти XIX века. Алексей Андреевич Аракчеев сопровождал императора Александра I в его поездках в Калугу в 1816 и 1817 годах. Существует предположение, что останавливался граф в том самом доме, где сейчас расположилась выставка — доме купца Билибина.
Портрет Аракчеева в восьмиугольном медальоне выполнили в технике гризайль (от фр. gris — серый), то есть расписали разными тонами серого цвета. Художник изобразил графа молодым, в мундире с эполетами, с орденской звездой на груди и лентой через плечо.
Чашке придали цилиндрическую форму с немного отогнутым краем. Мастер Императорского фарфорового завода выполнил три ножки в виде звериных лап и ручку в виде лебедя. Использование подобных деталей было очень характерно для стиля ампир, который господствовал в первой трети XIX столетия в странах Западной Европы и в Российской империи.
В 1744 году императрица Елизавета Петровна своим указом повелела основать недалеко от Петербурга Невскую порцелиновую мануфактуру с участием очередного приглашенного иностранца. В качестве помощника направили горного инженера, химика Дмитрия Ивановича Виноградова (1720–1758), который к тому времени закончил обучение в одном из университетов Германии.
При этом именно Виноградову, а не приглашенному иностранцу принадлежит честь открытия отечественного фарфора. Русский мастер создал лабораторию, где из отечественных ископаемых разрабатывались составы фарфоровой массы, красок, глазурей и способов золочения. При мастерской построили специальную печь для обжига. К 1747 году Виноградову удалось получить первые качественные образцы. В 1765-м, в период царствования Екатерины II, мануфактура стала именоваться Императорским фарфоровым заводом.
Золоченая чашка в стиле ампир с портретом графа Аракчеева является ярким примером фарфора, который создавали на Императорском фарфоровом заводе в первой четверти XIX века. Алексей Андреевич Аракчеев сопровождал императора Александра I в его поездках в Калугу в 1816 и 1817 годах. Существует предположение, что останавливался граф в том самом доме, где сейчас расположилась выставка — доме купца Билибина.
Портрет Аракчеева в восьмиугольном медальоне выполнили в технике гризайль (от фр. gris — серый), то есть расписали разными тонами серого цвета. Художник изобразил графа молодым, в мундире с эполетами, с орденской звездой на груди и лентой через плечо.
Чашке придали цилиндрическую форму с немного отогнутым краем. Мастер Императорского фарфорового завода выполнил три ножки в виде звериных лап и ручку в виде лебедя. Использование подобных деталей было очень характерно для стиля ампир, который господствовал в первой трети XIX столетия в странах Западной Европы и в Российской империи.