Специальные почтовые весы для взвешивания корреспонденции появились в XIX веке в Англии. Это было связано с новым стандартом оценки отправлений — цену стали рассчитывать не по количеству листов, а по весу писем. В России на почтовых конвертах размещали надпись «10 коп. за лот. 1 коп. за конв.», где лот — это дометрическая мера веса, равная 12,8 грамма.
Первые весы для писем были простой конструкции — пружинные и безмены. Эти механизмы были доступны и надежны. Письма также взвешивали на чашечных весах системы Роберваля, классический дизайн которых быстро стал популярен в почтовых отделениях, а также на коромысловых весах. Модель из коллекции музея относится к маятниковому типу весов.
В 1871 году в Англии был выдан патент на модель, сочетавшую в себе свойства чашечных весов и безмена. Левая часть весов ничем не отличалась от стандартной конструкции Роберваля, она предполагала наличие плоской чаши для размещения письма. Правая же часть конструкции представляла собой безмен с измерительной шкалой и подвижной скользящей гирей, встроенной в тело рычага. Взвешивать на таких весах можно было без использования дополнительных гирь.
В 1875 году были запатентованы еще одни весы на основе системы Роберваля, у которых противовес из дисковых гирек располагался на специальном подвесе. Следовало постепенно размещать гирьки на подвесе, пока они не уравновесят письмо. К более редким моделям относились гидравлические весы-подсвечники, которые наполняли водой или ртутью. Корпус таких весов изготавливали из латуни, а в дорогих экземплярах — из серебра и слоновой кости.
В Россию адаптированные почтовые весы поставляли из Европы до ХХ века, пока не появились приборы отечественного производства. В 1929 году сотрудник Бакинской почтовой конторы Саакян разработал автоматические почтовые весы для приемки заказных писем и бандеролей. Новые весы упрощали работу по приему почтовой корреспонденции и увеличивали производительность в десятки раз. Разметка весов включала почтовые тарифы, а также функцию подсчета всей дневной работы.