В собрании Самарского областного художественного музея хранится ряд ценнейших экспонатов японского искусства, выполненных в технике перегородчатой эмали — клуазоне. Один из них — чаша, украшенная изображениями бабочек, хризантем, а также других символов, таких как инь и ян и веер. Чаша выполнена в стиле нисикидэ. Название стиля переводится как «парчовый узор». Поверхность изделий, выполненных в этом стиле, полностью покрывается изображениями и орнаментом. Работы в стиле нисикидэ оказали значительное влияние на формирование модерна в Европе в конце XIX — начале XX века.
В искусстве Японии изображения насекомых играют важную роль: их можно увидеть в традиционной скульптуре, гравюре и прикладном искусстве. Бабочку в доме считали хорошей приметой. Согласно древнему верованию умершие принимают форму бабочки, чтобы отправиться в загробный мир и в вечную жизнь. Таким образом они возвещают о том, что навсегда покинули тело. Поэтому с любой бабочкой, которая влетает в дом, следует обращаться доброжелательно. Бабочка также символизирует молодых девушек, красоту и расцвет.
Цветы — тоже немаловажный символ в японской культуре. Так, хризантема выступает неотъемлемой частью государственной символики. С тех пор как в VII веке изображение бутона хризантемы украсило клинок императора, хризантема c 16 двойными лепестками стала эмблемой императорского дома, а иногда выполняет и роль государственного герба: на монетах, печатях и официальных документах. Именно такое изображение хризантемы считалось священным. Число 16 выражает в японской культуре полноту бытия, и до сих пор никто, кроме императора и относящихся к нему институций, не имеет права использовать шестнадцатилепестковую хризантему как символ.
Другие изображения на чаше — это веер, молот и инь и ян. В Японии верят, что веер приносит счастье и процветание. Он использовался даже для церемониальных целей. Считается, что складной веер оги был изобретен в Японии, а затем заимствован китайской культурой, — редчайший для древности и Средневековья случай. Молот служил символом богатства и атрибутом бога процветания Дайкоку. Маленький молот Дайкоку часто носят как талисман, чтобы призвать успех и удачу. Наконец, инь и ян (в буквальном переводе с китайского «темное и светлое») — одна из пар основополагающих категорий восточной философии, выражение идеи дуальности мира и оппозиций: мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное.
В искусстве Японии изображения насекомых играют важную роль: их можно увидеть в традиционной скульптуре, гравюре и прикладном искусстве. Бабочку в доме считали хорошей приметой. Согласно древнему верованию умершие принимают форму бабочки, чтобы отправиться в загробный мир и в вечную жизнь. Таким образом они возвещают о том, что навсегда покинули тело. Поэтому с любой бабочкой, которая влетает в дом, следует обращаться доброжелательно. Бабочка также символизирует молодых девушек, красоту и расцвет.
Цветы — тоже немаловажный символ в японской культуре. Так, хризантема выступает неотъемлемой частью государственной символики. С тех пор как в VII веке изображение бутона хризантемы украсило клинок императора, хризантема c 16 двойными лепестками стала эмблемой императорского дома, а иногда выполняет и роль государственного герба: на монетах, печатях и официальных документах. Именно такое изображение хризантемы считалось священным. Число 16 выражает в японской культуре полноту бытия, и до сих пор никто, кроме императора и относящихся к нему институций, не имеет права использовать шестнадцатилепестковую хризантему как символ.
Другие изображения на чаше — это веер, молот и инь и ян. В Японии верят, что веер приносит счастье и процветание. Он использовался даже для церемониальных целей. Считается, что складной веер оги был изобретен в Японии, а затем заимствован китайской культурой, — редчайший для древности и Средневековья случай. Молот служил символом богатства и атрибутом бога процветания Дайкоку. Маленький молот Дайкоку часто носят как талисман, чтобы призвать успех и удачу. Наконец, инь и ян (в буквальном переводе с китайского «темное и светлое») — одна из пар основополагающих категорий восточной философии, выражение идеи дуальности мира и оппозиций: мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное.