В Самарском областном художественном музее представлен образец искусства раннего буддизма в Китае — небольшая бронзовая композиция с изображением Будды Шакьямуни с двумя бодхисаттвами. Бодхисаттвой в буддизме называют существо, которое приняло решение стать буддой, то есть «пробудиться» во благо всех живых существ.
Историкам известно, что, хотя буддизм стал проникать в Китай еще на рубеже новой эры, буддийское вероучение распространилось по всей стране лишь с VI века. Большое количество найденных бронзовых предметов буддистской тематики свидетельствует о широком распространении буддизма уже во время правления династии Северная Вэй (386–535), когда приверженцами учения стали не только императоры и аристократия, но и многие представители средних и низших слоев населения.
Один из ценнейших экспонатов Самарского музея — буддийский подносной алтарь «Будда с учениками», выдающийся образец бронзовой пластики середины первого тысячелетия нашей эры. Алтарь был преподнесен храму вдовой умершего чиновника Сянь Фу. На обороте скульптуры сделана надпись с пожеланием, чтобы ее супруг Чжань Юань Цзу немедленно поселился в стране Будды.
Три фигуры окружены ореолом. В религиозном искусстве ореол обозначает зону света, расположенную вокруг головы или тела божественной или причисленной к лику святых личности. Подобные ореолы можно встретить на изображениях древних богов Индии и Китая. Ореол вокруг фигуры Будды с предстоящими может также символизировать «ауру» — сияние вокруг головы и всего тела, признак особой мистической силы и проявление души и духа человека.
Испокон веков искусство буддизма воплощало в себе вечные истины и основы веры. По сей день особое место в искусстве буддизма отводится отражению индивидуального стремления человека к совершенству и конечной цели — выходу за пределы реального мира и достижению нирваны. Жизнь Будды служит главным ориентиром: буддизм ставит в центр Бытия человека, но человека выдающегося. Именно поэтому буддийское искусство, по существу, никогда не могло изображать ничего, кроме человеческого образа Будды со всеми признаками его отрешения от мира.
Историкам известно, что, хотя буддизм стал проникать в Китай еще на рубеже новой эры, буддийское вероучение распространилось по всей стране лишь с VI века. Большое количество найденных бронзовых предметов буддистской тематики свидетельствует о широком распространении буддизма уже во время правления династии Северная Вэй (386–535), когда приверженцами учения стали не только императоры и аристократия, но и многие представители средних и низших слоев населения.
Один из ценнейших экспонатов Самарского музея — буддийский подносной алтарь «Будда с учениками», выдающийся образец бронзовой пластики середины первого тысячелетия нашей эры. Алтарь был преподнесен храму вдовой умершего чиновника Сянь Фу. На обороте скульптуры сделана надпись с пожеланием, чтобы ее супруг Чжань Юань Цзу немедленно поселился в стране Будды.
Три фигуры окружены ореолом. В религиозном искусстве ореол обозначает зону света, расположенную вокруг головы или тела божественной или причисленной к лику святых личности. Подобные ореолы можно встретить на изображениях древних богов Индии и Китая. Ореол вокруг фигуры Будды с предстоящими может также символизировать «ауру» — сияние вокруг головы и всего тела, признак особой мистической силы и проявление души и духа человека.
Испокон веков искусство буддизма воплощало в себе вечные истины и основы веры. По сей день особое место в искусстве буддизма отводится отражению индивидуального стремления человека к совершенству и конечной цели — выходу за пределы реального мира и достижению нирваны. Жизнь Будды служит главным ориентиром: буддизм ставит в центр Бытия человека, но человека выдающегося. Именно поэтому буддийское искусство, по существу, никогда не могло изображать ничего, кроме человеческого образа Будды со всеми признаками его отрешения от мира.