Надгробный портрет царя Федора Алексеевича написан для Архангельского собора Московского Кремля. Согласно традиции «портретной» галереи в великокняжеской и царской усыпальнице это изображение поместили перед надгробием царя на северо-западном столбе собора.
Портрет относится к парсунам — первому жанру русского светского портрета. Его название произошло от искаженного латинского слова «persona».
Первые русские парсуны создавали мастера Оружейной палаты Московского Кремля. Они же работали и над портретом Федора Алексеевича. Но точные имена авторов неизвестны: историки предполагают, что это могли быть придворные живописцы Иван Безмин или Иван Салтанов. Также в работе принимали участие Ерофей Елин и Лука Смолянинов.
Портрет написан масляными красками по грунтованному дереву. Царь изображен в так называемом Большом наряде — парадном облачении, которое правители надевали во время венчания на царство, на аудиенции с иностранными послами или в великие церковные праздники. Большой наряд обязательно включал царские регалии: скипетр, державу, золотой нагрудный крест и бармы — широкое драгоценное ожерелье, которое покрывало плечи. Голову Федора Алексеевича на портрете украшает царский венец по подобию шапки Мономаха — с меховой опушкой по краю и золотым навершием со вставками из драгоценных камней. На самом верху венца располагается миниатюрный православный крест — символ божьего благословения.
Федор Алексеевич сменил на русском престоле своего отца — Алексея Михайловича. За несколько лет правления он провел войсковую и налоговую реформы, отменил несколько видов жестоких казней, содействовал созданию первого высшего учебного заведения по образцу европейских университетов, учреждал богадельни и казенные приюты для сирот с обучением грамоте и ремеслам. При Федоре Алексеевиче Россия победила в войне с Турцией и заключила Бахчисарайский мирный договор, по которому Османская империя признавала Левобережную Украину и Киев частью российской территории.
Федор Алексеевич разбирался и в искусстве. Именно при нем в Оружейной палате появилось «живописное» отделение, где создавали картины. Царь лично общался с художниками, оценивал их проекты, предлагал собственные идеи.
Портрет относится к парсунам — первому жанру русского светского портрета. Его название произошло от искаженного латинского слова «persona».
Первые русские парсуны создавали мастера Оружейной палаты Московского Кремля. Они же работали и над портретом Федора Алексеевича. Но точные имена авторов неизвестны: историки предполагают, что это могли быть придворные живописцы Иван Безмин или Иван Салтанов. Также в работе принимали участие Ерофей Елин и Лука Смолянинов.
Портрет написан масляными красками по грунтованному дереву. Царь изображен в так называемом Большом наряде — парадном облачении, которое правители надевали во время венчания на царство, на аудиенции с иностранными послами или в великие церковные праздники. Большой наряд обязательно включал царские регалии: скипетр, державу, золотой нагрудный крест и бармы — широкое драгоценное ожерелье, которое покрывало плечи. Голову Федора Алексеевича на портрете украшает царский венец по подобию шапки Мономаха — с меховой опушкой по краю и золотым навершием со вставками из драгоценных камней. На самом верху венца располагается миниатюрный православный крест — символ божьего благословения.
Федор Алексеевич сменил на русском престоле своего отца — Алексея Михайловича. За несколько лет правления он провел войсковую и налоговую реформы, отменил несколько видов жестоких казней, содействовал созданию первого высшего учебного заведения по образцу европейских университетов, учреждал богадельни и казенные приюты для сирот с обучением грамоте и ремеслам. При Федоре Алексеевиче Россия победила в войне с Турцией и заключила Бахчисарайский мирный договор, по которому Османская империя признавала Левобережную Украину и Киев частью российской территории.
Федор Алексеевич разбирался и в искусстве. Именно при нем в Оружейной палате появилось «живописное» отделение, где создавали картины. Царь лично общался с художниками, оценивал их проекты, предлагал собственные идеи.