В 2015–16 годах отрядом музея-заповедника «Аркаим» и Челябинского госуниверситета было исследовано пять курганов могильника Мандесарка-6 в Кизильском районе Челябинской области. Некрополь располагается в степной зоне на вершине водораздела рек Мандесарка и Кайрахта. Погребальные грунтовые насыпи расположены однорядной цепочкой с запада на восток на протяжении 250 метров. Зафиксировано 11 насыпей, 9 из которых имеют круглую в плане форму, одна — овальные очертания, еще одна насыпь — фигурную «гантелевидную» форму. «Гантелевидные» сооружения, как и кольцевые и прямоугольные оградки-валы и их вариации, — яркая особенность организации погребально-поминального пространства некрополей кочевников Южного Урала второй половины II–III веков н. э. Организация сооружений некрополя в линейно ориентированную композицию, «вписанную» в широтную ландшафтную структуру, тоже традиционна для южноуральских могильников этого периода.
Нахождение кинжалов в погребениях «поздней древности» — редкое явление. Поэтому кинжал из погребения кургана 4 весьма значим для определения даты сооружения кургана. Он близок по форме к типу мечей без навершия и перекрестия. Относительно похожий кинжал был обнаружен в кургане 78 могильника Ново-Никольский и могильника Кличино на верхнем Дону. Кинжал из кургана 4 интересен тем, что по сохранившимся следам на пяте клинка можно говорить о возможном наличии съемного перекрестия. На конце штыря-рукояти крепилось двустворчатое бронзовое грибовидное навершие, которое также характерно для обрамления ножей позднесарматского времени Волго-Уральского региона. Железный кинжал в сочетании с обоймой и двусоставным навершием обнаружен впервые, что позволяет предложить относительно достоверную датировку погребения: вторая половина II — первая половина III века н. э.
Для охраны пастбищ и водных источников, контроля за торговыми путями и сырьевыми центрами кочевники активно вооружались, их общество милитаризировалось. В подтверждение тому: в могильнике Мандесарка 6 мужчины были погребены с оружием ближнего боя — кинжалом и мечом. Погребения других могильников номадов изобилуют предметами вооружения, иногда и в женских захоронениях. Военные столкновения проходили как между кочевыми племенами, так и в ходе набегов и войн с оседлым населением. Цивилизации древности часто пользовались этим: в войсках древней Персии и Римской империи были воинские контингенты из сакских и сарматских племен.