Мария Павловна Чехова, сестра писателя, жила в его ялтинском доме до 1957 года. Она была учительницей географии и истории, увлекалась живописью. Ее наставниками были Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин. В экспозиции музея находится несколько произведений Марии Павловны: три этюда в столовой, два в комнате для гостей, а также портрет девушки — «кузины Лели» в комнате для родственников. Мария Павловна прожила в этом доме почти 60 лет, здесь она основала первый в мире музей Чехова, и была его директором и бережной хранительницей до конца своей жизни. Также помогала открывать музеи Чехова в Москве, Мелихове, Таганроге и на Сахалине.
Бюст Марии Павловны Чеховой выполнен скульптором-художником Александром Федоровичем Молокановым в апреле 2007 года — с ее фотографии 1937 года. Бюст помещен на прямоугольный постамент, на передней грани которого врезной линией идет надпись в две строки: «Мария Павловна Чехова», на правой боковой грани тем же способом — «1937 г.».
Александр Федорович Молоканов (1937–2010) проживал в Ялте с 1944 года, вместе со своей бабушкой, заменившей ему мать. Он жил в маленьком домике в Аутке, неподалеку от «Белой дачи» Чехова. Окончив Художественное училище в Ростове, он вернулся в Ялту и устроился работать в художественную школу им. Васильева. Во дворе своего дома собственными силами он устроил художественную галерею. Среди его скульптурных работ есть несколько композиций, связанных с Чеховым: «А. Чехов и И. Бунин», «А. Чехов с супругой Книппер-Чеховой». В основном, для своих скульптурных работ автор использовал медь и мрамор, но бюст Марии Павловны выполнен из гипса.
Чехов завещал свой дом в Ялте именно сестре. Есть интересные воспоминания племянницы писателя, Евгении Михайловны Чеховой: «В начале XX века большим успехом пользовались и ставились во многих театрах пьесы норвежского писателя Генрика Ибсена, в том числе и пьеса „Строитель Сольнес“. С той поры и получила Мария Павловна это шутливое прозвище. Оно как нельзя более подходило к ней, ибо ее характеру была присуща любовь к созиданию, к строительству».
Обращаясь в завещании к «милой Маше», Чехов писал 3 августа 1901 года в Ялте о том, что завещает ей, помимо дома, «доход с драматических произведений», говорил о том, что недвижимое имущество, при желании, она может продать. Напоминал о том, что обещал крестьянам села Мелихово 100 рублей «на уплату за шоссе», а Гавриилу Алексеевичу Харченко — «платить за его старшую дочь в гимназию до тех пор, пока ее не освободят от платы за учение». Также писатель призывал сестру помогать бедным, беречь мать и жить мирно.
Бюст Марии Павловны Чеховой выполнен скульптором-художником Александром Федоровичем Молокановым в апреле 2007 года — с ее фотографии 1937 года. Бюст помещен на прямоугольный постамент, на передней грани которого врезной линией идет надпись в две строки: «Мария Павловна Чехова», на правой боковой грани тем же способом — «1937 г.».
Александр Федорович Молоканов (1937–2010) проживал в Ялте с 1944 года, вместе со своей бабушкой, заменившей ему мать. Он жил в маленьком домике в Аутке, неподалеку от «Белой дачи» Чехова. Окончив Художественное училище в Ростове, он вернулся в Ялту и устроился работать в художественную школу им. Васильева. Во дворе своего дома собственными силами он устроил художественную галерею. Среди его скульптурных работ есть несколько композиций, связанных с Чеховым: «А. Чехов и И. Бунин», «А. Чехов с супругой Книппер-Чеховой». В основном, для своих скульптурных работ автор использовал медь и мрамор, но бюст Марии Павловны выполнен из гипса.
Чехов завещал свой дом в Ялте именно сестре. Есть интересные воспоминания племянницы писателя, Евгении Михайловны Чеховой: «В начале XX века большим успехом пользовались и ставились во многих театрах пьесы норвежского писателя Генрика Ибсена, в том числе и пьеса „Строитель Сольнес“. С той поры и получила Мария Павловна это шутливое прозвище. Оно как нельзя более подходило к ней, ибо ее характеру была присуща любовь к созиданию, к строительству».
Обращаясь в завещании к «милой Маше», Чехов писал 3 августа 1901 года в Ялте о том, что завещает ей, помимо дома, «доход с драматических произведений», говорил о том, что недвижимое имущество, при желании, она может продать. Напоминал о том, что обещал крестьянам села Мелихово 100 рублей «на уплату за шоссе», а Гавриилу Алексеевичу Харченко — «платить за его старшую дочь в гимназию до тех пор, пока ее не освободят от платы за учение». Также писатель призывал сестру помогать бедным, беречь мать и жить мирно.