Козьма Петрович Прутков — это коллективный псевдоним, под которым выступали в 50–60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой и его двоюродные братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и сам его образ недалекого самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство. Произведения Козьмы Пруткова печатали известные литературные журналы того времени: «Современник», «Искра», «Развлечение», «Свисток». Несомненный талант этого автора признавали и современники, и более поздние критики.
Честь написать первую басню, положившую начало поэтическому творчеству Козьмы Пруткова, выпала Алексею Михайловичу Жемчужникову (1821–1908) — известному русскому поэту, сатирику. Последние годы жизни он часто гостил в Ильиновке Кирсановского уезда, в имении своей старшей дочери Ольги и ее мужа Михаила Андреевича Боратынского, племянника Евгения Абрамовича Боратынского.
Образ Козьмы Пруткова поэты продумали до мелочей: он был наделен детально проработанной биографией, характерными чертами психологического склада и соответствующей внешностью, запечатленной на портрете, прилагаемом ко всем собраниям сочинений Козьмы Пруткова. Авторами этого портрета были художники Лев Михайлович Жемчужников, Александр Егорович Бейдеман и Лев Феликсович Лагорио.
В 1900 году Дмитрий Стеллецкий, в то время учащийся скульптурного отделения петербургской Академии художеств, изготовил по этому портрету бюст Козьмы Пруткова. Переехав в 1914 году в Париж, Стеллецкий стал одним из самых видных художников русского зарубежья. Его кисти принадлежат росписи храма Сергиевского подворья в Париже. Таким образом, бюст Козьмы Пруткова, который теперь хранится в Кирсановском краеведческом музее, — это одна из первых работ известного мастера Дмитрия Семёновича Стеллецкого.
Этот экспонат можно увидеть в постоянной экспозиции Кирсановского краеведческого музея. В течение последних десятилетий «кирсановский Козьма Прутков» часто становился гостем экспозиций и выставок, посвященных жизни и творчеству Алексея Жемчужникова, которые проходили в различных городах России.
Честь написать первую басню, положившую начало поэтическому творчеству Козьмы Пруткова, выпала Алексею Михайловичу Жемчужникову (1821–1908) — известному русскому поэту, сатирику. Последние годы жизни он часто гостил в Ильиновке Кирсановского уезда, в имении своей старшей дочери Ольги и ее мужа Михаила Андреевича Боратынского, племянника Евгения Абрамовича Боратынского.
Образ Козьмы Пруткова поэты продумали до мелочей: он был наделен детально проработанной биографией, характерными чертами психологического склада и соответствующей внешностью, запечатленной на портрете, прилагаемом ко всем собраниям сочинений Козьмы Пруткова. Авторами этого портрета были художники Лев Михайлович Жемчужников, Александр Егорович Бейдеман и Лев Феликсович Лагорио.
В 1900 году Дмитрий Стеллецкий, в то время учащийся скульптурного отделения петербургской Академии художеств, изготовил по этому портрету бюст Козьмы Пруткова. Переехав в 1914 году в Париж, Стеллецкий стал одним из самых видных художников русского зарубежья. Его кисти принадлежат росписи храма Сергиевского подворья в Париже. Таким образом, бюст Козьмы Пруткова, который теперь хранится в Кирсановском краеведческом музее, — это одна из первых работ известного мастера Дмитрия Семёновича Стеллецкого.
Этот экспонат можно увидеть в постоянной экспозиции Кирсановского краеведческого музея. В течение последних десятилетий «кирсановский Козьма Прутков» часто становился гостем экспозиций и выставок, посвященных жизни и творчеству Алексея Жемчужникова, которые проходили в различных городах России.