Сюжет представленного в экспозиции музея полотна «Агавайрем» — древний земледельческий праздник, посвященный божествам плодородия, земли и силам природы, завершающий весенний цикл праздничной обрядности марийцев.
Город Йошкар-Ола — столица республики Марий Эл — неоднократно приглашал художников на Всероссийский пленэр. В 2016 году проводился пленэр на тему «Марий Эл — земля предков: традиции и современность». Мастера со всей России познакомились с особенностями марийской культуры и традиционной марийской религии, приняли участие в празднике Агавайрем в деревне Немда-Обалыш. После они жили в Новоторъяльском районе и писали произведения, используя этнический материал.
Московский художник Александр Бугаев работает в жанре пейзажа и натюрморта, продолжая в своем творчестве линию русского национального реалистического пейзажа. Художник изобразил моление в священной роще. Александр Бугаев выделяется своей художественной манерой: картины художника яркие, жизнерадостные и в то же время лиричные.
К Агавайрему тщательно готовились: производили уборку дома, двора, улицы, заранее запасались продуктами для приготовления ритуальных блюд. Праздновали Агавайрем в течение двух-трех дней. Рано утром первого праздничного дня топили баню. Помывшись и надев чистую праздничную одежду, женщины пекли блины, ватрушки, пирожки из творога, красили яйца. Все угощения и свечи несли в корзине в священную рощу (ото). Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с богом. Все приготовленное необходимо было донести целым: поломанные в пути хлеб или свечу считают непригодными для ритуала. В первый день праздника марийцы приходили в священную рощу всем семейством на моление. Моление в святой роще — это радость, праздник души. Женщины надевают марийскую национальную одежду: платья, кафтаны, передники, голову покрывают платком. Мужчины в белых кафтанах подпоясаны красными кушаками.
Во второй день отмечали обычай ташлама: ходили из дома в дом с картом, который читал молитвы. Третий день отводился под развлечения: все веселились, качались на качелях, пели, плясали, играли в традиционные игры.
Город Йошкар-Ола — столица республики Марий Эл — неоднократно приглашал художников на Всероссийский пленэр. В 2016 году проводился пленэр на тему «Марий Эл — земля предков: традиции и современность». Мастера со всей России познакомились с особенностями марийской культуры и традиционной марийской религии, приняли участие в празднике Агавайрем в деревне Немда-Обалыш. После они жили в Новоторъяльском районе и писали произведения, используя этнический материал.
Московский художник Александр Бугаев работает в жанре пейзажа и натюрморта, продолжая в своем творчестве линию русского национального реалистического пейзажа. Художник изобразил моление в священной роще. Александр Бугаев выделяется своей художественной манерой: картины художника яркие, жизнерадостные и в то же время лиричные.
К Агавайрему тщательно готовились: производили уборку дома, двора, улицы, заранее запасались продуктами для приготовления ритуальных блюд. Праздновали Агавайрем в течение двух-трех дней. Рано утром первого праздничного дня топили баню. Помывшись и надев чистую праздничную одежду, женщины пекли блины, ватрушки, пирожки из творога, красили яйца. Все угощения и свечи несли в корзине в священную рощу (ото). Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с богом. Все приготовленное необходимо было донести целым: поломанные в пути хлеб или свечу считают непригодными для ритуала. В первый день праздника марийцы приходили в священную рощу всем семейством на моление. Моление в святой роще — это радость, праздник души. Женщины надевают марийскую национальную одежду: платья, кафтаны, передники, голову покрывают платком. Мужчины в белых кафтанах подпоясаны красными кушаками.
Во второй день отмечали обычай ташлама: ходили из дома в дом с картом, который читал молитвы. Третий день отводился под развлечения: все веселились, качались на качелях, пели, плясали, играли в традиционные игры.