В коллекции краеведческого музея хранится позолоченная статуя Будды Шакьямуни — духовного учителя, одного из основателей буддизма. Будда изображен в позе лотоса, правая рука опущена на колено и касается земли, а левую он держит у тела, ладонью вверх.
Буддизм в Забайкалье существовал уже к XIII веку, во время правления великого монгольского хана Хубилая, внука Чингисхана. Об этом свидетельствуют археологические находки — погребение мальчика-ламы около Хирхиринского городища на горе Окошки.
В 1577 году был опубликован важный религиозный манифест «Арбан Буаны цааз» — «Закон учения Будды, обладающего десятью добродетелями». Текст рассказывал о буддизме и помогал распространять его среди бурятских племен.
Первые дацаны — буддийские храмы — появились в Забайкалье в XVIII веке, они представляли собой небольшие юрты. В 1741 году вышел особый указ императрицы Елизаветы Петровны. Он установил правила, по которым должен работать буддийский монастырь. В том же году в регионе построили Цонгольский дацан. В 1764 году его настоятеля возвели в звание пандито-хамбо-ламы — духовного главы бурятского ламства.
В следующие столетия в Восточном Забайкалье построили несколько крупных буддийских монастырей: Цугольский, Агинский, Гунэйский, Зугалайский, Узонский дацаны. В них студентов обучали буддизму, философии, языкам, переводческому делу. В дацанах работали типографии, которые печатали художественную и богословскую литературу.
Буддистские праздники стали частью бурятского календаря. Например, в конце зимы — начале весны праздновали Белый месяц («Цагаан сар»), который считался началом нового года.
После революции развитие буддизма в Забайкалье остановилось. К концу 1930-х годов в регионе закрыли дацаны, священнослужителей репрессировали, а скульптуры и памятники буддийского искусства вывезли в музеи. Некоторые храмовые ценности тайно хранили бурятские семьи.
Восстановление традиций началось только во время перестройки, во второй половине 1980-х годов. С 1990-х снова открыли Агинский и Цугольский дацаны. Сегодня буддизм играет большую роль в культуре и обычаях местных жителей.
Буддизм в Забайкалье существовал уже к XIII веку, во время правления великого монгольского хана Хубилая, внука Чингисхана. Об этом свидетельствуют археологические находки — погребение мальчика-ламы около Хирхиринского городища на горе Окошки.
В 1577 году был опубликован важный религиозный манифест «Арбан Буаны цааз» — «Закон учения Будды, обладающего десятью добродетелями». Текст рассказывал о буддизме и помогал распространять его среди бурятских племен.
Первые дацаны — буддийские храмы — появились в Забайкалье в XVIII веке, они представляли собой небольшие юрты. В 1741 году вышел особый указ императрицы Елизаветы Петровны. Он установил правила, по которым должен работать буддийский монастырь. В том же году в регионе построили Цонгольский дацан. В 1764 году его настоятеля возвели в звание пандито-хамбо-ламы — духовного главы бурятского ламства.
В следующие столетия в Восточном Забайкалье построили несколько крупных буддийских монастырей: Цугольский, Агинский, Гунэйский, Зугалайский, Узонский дацаны. В них студентов обучали буддизму, философии, языкам, переводческому делу. В дацанах работали типографии, которые печатали художественную и богословскую литературу.
Буддистские праздники стали частью бурятского календаря. Например, в конце зимы — начале весны праздновали Белый месяц («Цагаан сар»), который считался началом нового года.
После революции развитие буддизма в Забайкалье остановилось. К концу 1930-х годов в регионе закрыли дацаны, священнослужителей репрессировали, а скульптуры и памятники буддийского искусства вывезли в музеи. Некоторые храмовые ценности тайно хранили бурятские семьи.
Восстановление традиций началось только во время перестройки, во второй половине 1980-х годов. С 1990-х снова открыли Агинский и Цугольский дацаны. Сегодня буддизм играет большую роль в культуре и обычаях местных жителей.