Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музыкальный ковчег»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Клавесин

Время создания
1970–1980-е годы
Место создания
Германия, город Лейпциг
Размер
93,5x153x86,5 см
Техника
дерево; заводское изделие
0
Открыть в приложении
#2

В разных странах этот инструмент называли по-своему: англичане — «вёрджинел», итальянцы — «чембало», немцы — «кильфлюгель»; в русском языке закрепилось название клавесин.

Первым литературным источником, где упоминается клавесин, считается «Декамерон» Джованни Боккаччо (XIV век), а самое раннее изображение инструмента встречается в алтарной росписи кафедрального собора Миндена (1425). Вещественных образцов XV века не сохранилось.

В XVI–XVII столетиях клавесинная музыка переживала эпоху расцвета. Среди производителей клавесинов прославились династии фламандских мастеров Рюккерс (при них стали ставить удлиненные струны, дававшие глубокий тембр); во Франции — Бланше и Таскин, в Англии (XVIII век) — Шуди и Киркман. В XVIII веке инструмент постепенно вышел из моды, не выдержав конкуренции с фортепиано, но столетие спустя возродился. Этому во многом способствовали английский мастер Арнольд Долмеч и французские фирмы «Плейель» и «Эрар».

Струны клавесина расположены по горизонтали, параллельно клавишному механизму. Каждая клавиша соединена с «толкателем», в верхней части которого закреплен язычок-плектр. При нажатии на клавиши он защипывает соответствующие струны, производя яркий отрывистый звук.

С каждой клавишей связаны две струны, настроенные в унисон: одна отвечает за forte, другая — за piano. Исполнитель во время игры может переходить с одной на другую либо задействовать обе струны. Используя войлочный или кожаный демпфер и приглушая вибрацию струн, можно получить лютневый регистр, или носовой тембр.

Диапазон инструмента постепенно увеличивался: в XV веке он составлял три октавы, в XVI — четыре, начиная с XVIII века — пять, как в представленном образце.

Экспонируемый клавесин выпустила легендарная немецкая фирма Lindholm, основанная в 1894 году Олофом Линдхольмом для производства фисгармоний. В 1972 году, после преобразования фирмы в государственное предприятие (Volkseigener Betrieb), здесь начали создавать клавесины и экспортировать их во многие страны, включая СССР.

В результате длительной концертной «биографии» клавесин пришел в негодность. Вторую жизнь ему подарил алтайский мастер, реставратор-настройщик музыкальных инструментов Николай Павлович Жиба. Восстановленный экспонат перешел в собственность музея и сейчас продолжает звучать на различных музейных мероприятиях.

#4
Клавесин
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Клавесин

Время создания
1970–1980-е годы
Место создания
Германия, город Лейпциг
Размер
93,5x153x86,5 см
Техника
дерево; заводское изделие
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%