Орба — колотушка для бубна — один из важных атрибутов в шаманизме. Обычно ее делали из березы или можжевельника. Рукоятку обтягивали шкурой того же животного, что и сам бубен. Как правило, для этого использовали камус — кожу, снятую с нижней части лошадиной ноги.
Традиционно орбу изготавливали в форме ложки. Для ее лицевой выпуклой стороны — ударной части (орбанын арны) — использовали шкуру медведя или горного козла.
Обратная сторона колотушки (орбанын арты) была почти плоской. На ней закрепляли четыре звенящих кольца, а саму ее расписывали орнаментами. Иногда вместо колец орбу украшали монетами.
Рукоятка колотушки (орбанын тудазы) имела илдирге — специальную петлю из белого материала, которую надевали на палец. Также к рукоятке могли привязывать плетеные шнурки и ленточки — чалома.
Каждый шаман изготавливал орбу по-своему. Считалось, что духи подсказывают жрецу, как ее сделать. Поэтому шаманы могли выбирать разную древесину — например, черемуху, сосну или кедр. На некоторых колотушках можно было встретить схематичное изображение мирового дерева. А иногда на них изображали птицу с распростертыми крыльями.
Наиболее полное описание шаманской колотушки привела в своих трудах этнограф и лингвист Елена Прокофьева:
Традиционно орбу изготавливали в форме ложки. Для ее лицевой выпуклой стороны — ударной части (орбанын арны) — использовали шкуру медведя или горного козла.
Обратная сторона колотушки (орбанын арты) была почти плоской. На ней закрепляли четыре звенящих кольца, а саму ее расписывали орнаментами. Иногда вместо колец орбу украшали монетами.
Рукоятка колотушки (орбанын тудазы) имела илдирге — специальную петлю из белого материала, которую надевали на палец. Также к рукоятке могли привязывать плетеные шнурки и ленточки — чалома.
Каждый шаман изготавливал орбу по-своему. Считалось, что духи подсказывают жрецу, как ее сделать. Поэтому шаманы могли выбирать разную древесину — например, черемуху, сосну или кедр. На некоторых колотушках можно было встретить схематичное изображение мирового дерева. А иногда на них изображали птицу с распростертыми крыльями.
Наиболее полное описание шаманской колотушки привела в своих трудах этнограф и лингвист Елена Прокофьева: