Обломок иконки святых Бориса и Глеба был найден при раскопках Ратского городища (Курская область) в 1990 году. Изделие выполнено из свинцово-оловянистого сплава методом литья в одностороннюю форму. От целого изделия сохранилась только согнутая пополам левая сторона. Верхняя и нижняя части иконки утрачены.
На сохранившейся части иконы изображен, судя по иконографическим канонам, старший из святых братьев — Борис.
Борис и его брат Глеб были русскими князьями, сыновьями киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, они были убиты своим старшим братом Святополком. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей. В правой руке святой на левом фрагменте иконы держит крест с округлыми окончаниями. На плечи князя накинуто корзно (мантия князей и знати Киевской Руси), скрепленное застежкой на правом плече.
С большой уверенностью можно говорить о том, что на фрагменте ратской иконки под корзном у Бориса изображен чешуйчатый железный доспех. Такого рода защитный элемент хорошо известен в иконографии древнерусского времени и находит подтверждение в археологических находках начиная со второй половины 1940-х годов. На сегодняшний день количество выявленных частей пластинчатых доспехов исчисляется десятками штук. Еще один элемент защитного доспеха, который защищал руки воина, — наруч — угадывается в изображении правой руки святого.
Кроме того, у левого бока князя Бориса изображен меч, ножны которого имеют два поперечных выступа. С большой долей вероятности данные элементы являются отображением ремней перевязи. Сам меч имеет достаточно четкие морфологические признаки. Клинковое оружие такого типа, согласно типологии эксперта по древнему вооружению Анатолия Николаевича Кирпичникова, появляется на территории Руси в начале XII века. В пределах современной Курской области известен только один меч аналогичного с изображением на иконке типа, который хранится в Дмитриевском музее в Курской области. Из всех предметов личного благочестия, синхронных по времени с изображением святых князей Бориса и Глеба, только на описываемом фрагменте из раскопок Ратского городища присутствует такое большое количество предметов защитного снаряжения и оружия.
На сохранившейся части иконы изображен, судя по иконографическим канонам, старший из святых братьев — Борис.
Борис и его брат Глеб были русскими князьями, сыновьями киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, они были убиты своим старшим братом Святополком. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей. В правой руке святой на левом фрагменте иконы держит крест с округлыми окончаниями. На плечи князя накинуто корзно (мантия князей и знати Киевской Руси), скрепленное застежкой на правом плече.
С большой уверенностью можно говорить о том, что на фрагменте ратской иконки под корзном у Бориса изображен чешуйчатый железный доспех. Такого рода защитный элемент хорошо известен в иконографии древнерусского времени и находит подтверждение в археологических находках начиная со второй половины 1940-х годов. На сегодняшний день количество выявленных частей пластинчатых доспехов исчисляется десятками штук. Еще один элемент защитного доспеха, который защищал руки воина, — наруч — угадывается в изображении правой руки святого.
Кроме того, у левого бока князя Бориса изображен меч, ножны которого имеют два поперечных выступа. С большой долей вероятности данные элементы являются отображением ремней перевязи. Сам меч имеет достаточно четкие морфологические признаки. Клинковое оружие такого типа, согласно типологии эксперта по древнему вооружению Анатолия Николаевича Кирпичникова, появляется на территории Руси в начале XII века. В пределах современной Курской области известен только один меч аналогичного с изображением на иконке типа, который хранится в Дмитриевском музее в Курской области. Из всех предметов личного благочестия, синхронных по времени с изображением святых князей Бориса и Глеба, только на описываемом фрагменте из раскопок Ратского городища присутствует такое большое количество предметов защитного снаряжения и оружия.