Икону Богоматери «Живоносный источник» написал Тихон Горинский в 1715 году. Этот образ восходит к чудотворной иконе, которая украшала храм возле Селеврийских ворот (в окрестностях Константинополя). Византийский храм находился при целебном источнике. Историк XIV века Никифор Каллист создал развернутое описание храма и чудотворной иконы. Согласно этому описанию, на иконе были изображены страждущие, которые пришли к иконе в надежде исцелиться от болезней.
Самые ранние образы Богоматери «Живоносный источник» датируются XIV и XV веками. Эти изображения относятся к краткому варианту иконографии: они представляют лишь Богоматерь с младенцем в чаше. Подобные изображения не только напоминали о целительной помощи Богоматери, но имели и более глубокий смысл, связанный с темой Боговоплощения. Под Боговоплощением в христианстве подразумевается источник спасения, который открывает путь к вечной жизни.
Чаша с изображением Богородицы и Младенца могла быть также уподоблена чаше со Святыми Дарами. В XIV–XV веках этот образ встречался в составе различных литургических программ. Полный вариант иконографии, в которой присутствуют страждущие, стала распространяться на Руси во второй половине XVII столетия. В это время были популярны литературные сборники, в которых описывались многочисленные примеры заступничества и чудесной помощи Богоматери. Самый известный — «Небо Новое» Иоанникия Голятовского, изданный в 1665 году.
Ярославский иконописец Тихон Горинский родился в 1679 году. Он написал несколько икон, из которых сохранилось четыре. Тихон Горинский состоял в штате Синодальной конторы и работал в Оружейной палате в Москве. До нашего времени дошли «Богоматерь Иерусалимская» (1710 год, Государственный Русский музей), келейная икона царевны Евдокии Алексеевны «Петр и Павел» (1712 год, музей «Новодевичий монастырь) и трехстворчатый складень с Деисусом (1719 год, Государственный исторический музей).
До конца ХХ века в Муроме сохранялась заброшенная деревянная часовня, освященная в 1860-е годы во имя иконы «Богоматерь Живоносный источник». Ее поставили рядом со зданием водокачки в живописном овраге, где било множество родников. Под ней был устроен колодец, в котором соединялись воды тринадцати святых источников. Отсюда бралась вода для муромского водопровода. На этом месте, по преданию, жили изгнанные из города святые супруги Петр и Феврония.
Самые ранние образы Богоматери «Живоносный источник» датируются XIV и XV веками. Эти изображения относятся к краткому варианту иконографии: они представляют лишь Богоматерь с младенцем в чаше. Подобные изображения не только напоминали о целительной помощи Богоматери, но имели и более глубокий смысл, связанный с темой Боговоплощения. Под Боговоплощением в христианстве подразумевается источник спасения, который открывает путь к вечной жизни.
Чаша с изображением Богородицы и Младенца могла быть также уподоблена чаше со Святыми Дарами. В XIV–XV веках этот образ встречался в составе различных литургических программ. Полный вариант иконографии, в которой присутствуют страждущие, стала распространяться на Руси во второй половине XVII столетия. В это время были популярны литературные сборники, в которых описывались многочисленные примеры заступничества и чудесной помощи Богоматери. Самый известный — «Небо Новое» Иоанникия Голятовского, изданный в 1665 году.
Ярославский иконописец Тихон Горинский родился в 1679 году. Он написал несколько икон, из которых сохранилось четыре. Тихон Горинский состоял в штате Синодальной конторы и работал в Оружейной палате в Москве. До нашего времени дошли «Богоматерь Иерусалимская» (1710 год, Государственный Русский музей), келейная икона царевны Евдокии Алексеевны «Петр и Павел» (1712 год, музей «Новодевичий монастырь) и трехстворчатый складень с Деисусом (1719 год, Государственный исторический музей).
До конца ХХ века в Муроме сохранялась заброшенная деревянная часовня, освященная в 1860-е годы во имя иконы «Богоматерь Живоносный источник». Ее поставили рядом со зданием водокачки в живописном овраге, где било множество родников. Под ней был устроен колодец, в котором соединялись воды тринадцати святых источников. Отсюда бралась вода для муромского водопровода. На этом месте, по преданию, жили изгнанные из города святые супруги Петр и Феврония.