Икону написал Афанасий Рязанцев в 1692 году. Богородица Владимирская стала главным богородичным образом соборного храма Благовещенского монастыря в Муроме. Афанасий Рязанцев был знаменщиком мастерской палаты государынь цариц и царевен. Он создал икону по заказу купца московской гостиной сотни Афанасия Соколова. Об авторстве говорит сохранившаяся подпись на нижнем поле иконы. Еще один образ Богоматери Владимирской Афанасий Рязанцев написал годом ранее, в 1691 году. Он до сих пор находится в церкви Ильи Обыденного в Москве.
Изображение Богоматери на иконе Афанасия Рязанцева продолжает традицию византийской иконы XII–XVII веков. Когда иконописец исполнял свой список, он ориентировался на чудотворный образ Богоматери и стремился передать его художественные особенности. На отдельной доске в четырех клеймах показана легендарная история создания образа Богородицы евангелистом Лукой.
На первых двух клеймах показано, как Лука пишет образ Богоматери и показывает Ей нарисованное изображение. Эти сюжеты были распространены в русском искусстве. Они встречаются как на отдельных иконах, так и в клеймах «чудес» богородичных образов. Эти две сценки основаны на христианской традиции почитания евангелиста Луки как создателя прижизненных изображений Богородицы. Предание об этом появилось не позднее VI века. В начале VIII столетия преподобный Иоанн Дамаскин использовал его как важный аргумент в споре с иконоборцами.
На третьем и четвертом клеймах представлено предание о нерукотворном образе Девы Марии. Апостолы просили Богоматерь освятить своим присутствием храм, который они соорудили в Лидде недалеко от Иерусалима. Последнее клеймо показывает поклонение апостолов и народа нерукотворному образу Богоматери, который явился в этом храме.
Икона снабжена отдельной вкладной доской, которая сделана в 1709 году. На ней сделано указание, что икона — вклад купца московской гостиной сотни Афанасия Соколова в Благовещенский монастырь:
Изображение Богоматери на иконе Афанасия Рязанцева продолжает традицию византийской иконы XII–XVII веков. Когда иконописец исполнял свой список, он ориентировался на чудотворный образ Богоматери и стремился передать его художественные особенности. На отдельной доске в четырех клеймах показана легендарная история создания образа Богородицы евангелистом Лукой.
На первых двух клеймах показано, как Лука пишет образ Богоматери и показывает Ей нарисованное изображение. Эти сюжеты были распространены в русском искусстве. Они встречаются как на отдельных иконах, так и в клеймах «чудес» богородичных образов. Эти две сценки основаны на христианской традиции почитания евангелиста Луки как создателя прижизненных изображений Богородицы. Предание об этом появилось не позднее VI века. В начале VIII столетия преподобный Иоанн Дамаскин использовал его как важный аргумент в споре с иконоборцами.
На третьем и четвертом клеймах представлено предание о нерукотворном образе Девы Марии. Апостолы просили Богоматерь освятить своим присутствием храм, который они соорудили в Лидде недалеко от Иерусалима. Последнее клеймо показывает поклонение апостолов и народа нерукотворному образу Богоматери, который явился в этом храме.
Икона снабжена отдельной вкладной доской, которая сделана в 1709 году. На ней сделано указание, что икона — вклад купца московской гостиной сотни Афанасия Соколова в Благовещенский монастырь: