Иконография «Богоматери Живоносный Источник» восходит к типу «Кириотисса» или «Владычица». На таких иконах Богородица изображается с Иисусом-младенцем, которого держит прямо перед собой. Этот образ основан на более древнем типе «Оранта», но отличается тем, что здесь руки Богородицы не подняты в молитвенном жесте.
Первую икону «Живоносный Источник» написали в V веке. По преданию, тогда византийский воин Лев Макелл, будущий император Восточной Римской империи Лев I, встретил в роще недалеко от Константинополя изможденного старца. Макелл отправился на поиски воды для путника и услышал голос Богородицы — она предсказала, что он станет императором и указала путь к источнику. Когда предсказание исполнилось, Лев приказал расчистить источник, возвести при нём храм и написать икону Божьей Матери.
Первоначально на ней изображали только Деву Марию и Иисуса-младенца. С XIV века на иконе стали писать чашу, фонтан или купель. Иконы Богоматери «Живоносный Источник» получили распространение в русском искусстве в XVII веке, особенно в творчестве мастеров Оружейной палаты. Их популярность объяснялась повышенным интересом к древним византийским святыням и, прежде всего — к чудотворным богородичным иконам. В русской иконописи образ усложнился: Богоматерь писали не только с чашей и купелью, но и некоторыми святыми, храмами на заднем плане и страдающими больными — на переднем.
Первую икону «Живоносный Источник» написали в V веке. По преданию, тогда византийский воин Лев Макелл, будущий император Восточной Римской империи Лев I, встретил в роще недалеко от Константинополя изможденного старца. Макелл отправился на поиски воды для путника и услышал голос Богородицы — она предсказала, что он станет императором и указала путь к источнику. Когда предсказание исполнилось, Лев приказал расчистить источник, возвести при нём храм и написать икону Божьей Матери.
Первоначально на ней изображали только Деву Марию и Иисуса-младенца. С XIV века на иконе стали писать чашу, фонтан или купель. Иконы Богоматери «Живоносный Источник» получили распространение в русском искусстве в XVII веке, особенно в творчестве мастеров Оружейной палаты. Их популярность объяснялась повышенным интересом к древним византийским святыням и, прежде всего — к чудотворным богородичным иконам. В русской иконописи образ усложнился: Богоматерь писали не только с чашей и купелью, но и некоторыми святыми, храмами на заднем плане и страдающими больными — на переднем.